Ольга Силантьева
Статья «Родительский университет» — новая форма по взаимодействию с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Родительский университет» - новая форма по взаимодействию с родителями в ДОУ.
автор воспитатель Силантьева Ольга Николаевна
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Публикация «Статья „Родительский университет“ — новая форма по взаимодействию с родителями в ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Слайд 1
«В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи».
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей и общественность относительно целей дошкольного образования
• обеспечить открытость дошкольного образования; • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность Слайд 2
Таким образом, новизна родительских отношений должна определяться понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «соучастие», «сотворчество».
Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны — и образовательное учреждение, и семья.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Наши родители - это не только социальные заказчики, но и активные социальные партнеры, заинтересованные участники всех наших начинаний. Высокий уровень подготовленности у родителей, совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно - предполагает вовлечение родителей в более активные и оригинальные формы сотрудничества.
Именно поэтому нами была выбрана более активная и оригинальная форма сотрудничества с родителями «Университет для родителей»
Что такое «Университет?»
Университет - (от лат. universitas - совокупность) – знаний. Слайд 3
Это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она вооружает необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей.
ЦЕЛЬ
Установление системы взаимодействия «воспитатель –
родитель – ребенок – сотрудничество».
Задачи
1. Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;
2. Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;
3. Расширение способов-методов работы с родителями;
4. Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
5. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
6. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Девиз: «Родитель активный партнёр и участник в воспитании и развитии ребёнка, как дома, так и в Доу».
Слайд 4
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства в развитии ребенка.
«Университет» по взаимодействию с родителями реализуется по принципу добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения.
Этапы: Информационно – аналитический. Слайд 5
Цель: изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, составление социального паспорта семей в группе.
Проанализировав анкеты, сделав выводы из индивидуальных бесед с родителями я сделала выводы, в группе 33 семьи, чё тко выделяются 4 группы:
что хотят и могут помогать и участвовать в организации и проведении в совместных мероприятиях 6 семей – 19%
заинтересованы и хотят, но не могут по каким-либо причинам 16 семей -48%
не хотят, нет заинтересованности, но могут – 8 семей – 24%
не хотят и не могут 3 семьи – 9% (это семьи риска)
Определив тип семьи воспитанников, можно найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять свою работу с родителями.
Основной этап проекта
Цель: Выбрать более интересные и современные формы сотрудничества с семьёй для повышения педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ для совместной работы по обмену опытом.
Задачи:
1. установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2. объединить усилия для развития и воспитания детей;
3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Слайд 6
Первая встреча с родителями была проведена в форме круглого стола под темой «Давайте познакомимся», которая помогла выяснить настрой и ожидание от пребывания ребенка в детском саду, так же была предложена
родителям анкета «Сотрудничество родителей в группе», благодаря которой были подобраны интересные формы взаимодействия с семьёй.
Была выбрана творческая группа среди родителей с активной жизненной позицией, для содействия и совершенствования условий образовательного процесса и участия в организации и проведении совместных мероприятий в группе.
Совместно с творческой группой родителей был составлен план мероприятий и выбраны формы проведения :
Круглый стол
Тематические выставки
Семейные спортивные встречи;
Открытые занятия для просмотра родителей;
Конкурс семейных талантов;
Мастер –классы для родителей и детей
Гость группы
День именинников
Совместные выходные дни
День добрых дел
Праздники «День матери», «День смеха», «Праздник для пап».
Учитывая занятость родителей в социальных сетях «В контакте» создали открытую группу «Весёлая пчёлка».
Цель: привлечь и заинтересовать родителей.
Слайд
На сайте родители могут прочитать разные консультации, узнать, как живёт ребёнок в детском саду, чем занимается, какое мероприятие проходит, познакомиться с планом мероприятий, поделиться своим опытом в воспитании ребёнка, получить нужную информацию. А самое главное поиграть с ребёнком в интерактивную игру, которая отвечает требованием программы в Доу, просмотреть видеоматериалы о жизни в группе и поучаствовать в онлайн конкурсах как с ребёнком, так и сам может поделиться своим опытом.
Наши дети совместно с родителями поучаствовали во многих дистанционных конкурсах «Лабиринт. ру» -декламация стихов по теме «Мой любимый поэт», познавательная викторина «Звери готовятся к зиме», «В стране сказок», «Викторина Мульти -пульти»,«Соблюдай правила безопасности зимой» и т. д.
Имеют Дипломы и сертификаты.
Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы: проведение Кратковременных практик для других родителей в ДОУ с целью поделиться своим опытом.
Совместная деятельность родителей, педагога и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
По результатом анкетирования родителей на конец года определилось всего три группы родителей :
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения - 10 – 31%
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации – 17 – 51%
Родители – наблюдатели – 6- 18%
Слайд
Совместная работа сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Таким образом разработанный проект «Родительский университет» стал для нас частью нашей жизни, объединил в единый воспитательно –образовательный процесс, который необходим для развития детей.
И как результат, несёт новое - положительное отношение родителей к ДОУ, положительную оценку его деятельности
Спасибо за внимание!