Получи документы

Ребёнок как соавтор образовательной среды в ДОУ

Ольга Дейнега
Ребёнок как соавтор образовательной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Современные позиции педагога приобретают новое звучание, а именно: воспитанники теперь - активные участники, равноправные субъекты образовательной деятельности.

Выдвигается новый термин – ПДР (пространство детской реализации, противоположный понятию ЗБР (зона ближайшего развития). Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в ПДР взрослый следует за ребенком, помогает его активности; если в ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения.

Итак, что же это такое? И как грамотно смоделировать «говорящую среду», понимая её ценность. Прежде всего, нужно понять, что это не просто наглядная, стендовая информация. Это новый взгляд на создание условий для детей, при котором есть необходимость пересмотреть свои подходы, приёмы проектирования среды группы.

«Говорящая среда» — это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка».

И сегодня хотелось бы поделиться с вами, как мы окунулись в этот процесс и как мы создаём «говорящую среду» вместе со своими воспитанниками, оценив её преимущество.

«Голос ребенка» можем увидеть:

1. Утренний круг. Технология «утренний круг» хорошо подходит для того, чтобы услышать «голос ребенка». Как раз во время «утреннего круга» в процессе непринужденной беседы можно понять воспитанника, услышать его мысли и чувства, раскрыть его ка личность.

2. Детское планирование и документация. Воспитанникам в ДОУ тоже есть что сказать, они тоже хотят планировать свою работу, знать алгоритмы действий, задавать интересующие их вопросы, выдвигать гипотезы и делать предположения. Да, дети тоже хотят быть активными членами образовательного процесса. К документации относится запись детской речи – печатными буквами: комментарии, диалоги, обсуждения, подписи рисунков, интересные фразы, истории, гипотезы, а также фотографии, видео, детские работы. Документация показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность! А значит и он сам очень ценен для мира!

Принципиально важно не объяснять и не оценивать слова и жесты детей, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности. Аудио- или видеозаписи часто пересматриваются и обсуждаются вместе с детьми.

Педагог в своей работе может использовать следующие инструменты, которые помогут ребятам в их процессе.

QR код.

Сегодня уже не возникает сомнений в том, что многие дошкольники свободно владеют разнообразными гаджетами, у них формируется новый тип восприятия информации. Одной из новых технологий, которую мы используем в системе своей работы, является технология «QR-код» – в переводе означает «Быстрый Отклик». Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена.

Существует ряд вопросов, которые не так часто задают детям, документируя дословно их ответы, но которые показывают, что детям есть, что сказать, и что детская картина мира порой сильно отличается от взрослых представлений о ней. На шкафчиках каждого ребёнка размещены фотографии с кодами, где спрятались сокровенные рассказы детей о себе.

Какой я? Что я люблю? (Выражение себя и своего представления о себе)

Чему я хочу научиться? Что я умею? (Цели и достижения)

Как ребёнок воспринимает пространство и время, видит события (Представления о мире)

Что мне нравится, что не нравится, что делает меня грустным, что делает меня радостным? (Выражение чувств и переживаний)

Как я представляю себе явления? Почему это происходит так? Что будет, если. (Выдвижение гипотез)

Решение творческих задач (в творчестве мы особенно проявляем свое Я)

Видео – рассказ о себе, каждого ребёнка, пересматривается и обсуждается вместе. Дети способны нас удивить и приоткрыть свой удивительный мир детства, нужно лишь услышать тот самый Голос ребенка.

Лента времени.

Лента времени представляет собой режим дня в картинках. Благодаря ленте времени ребенок может следить за режимными моментами.

В нашей группе разработана лента – времени в виде чек – листа, где воспитанники отмечают пройденные режимные моменты цветными карандашами.

Технология 3 вопросов.

Суть технологии заключается в том, что воспитатель задает три вопроса

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что мы узнали?

Воспитатель создает условия для свободной коммуникации между всеми учащимися образовательного пространства, принимает каждый ответ, записывает ответы на бумаге (рядом или в скобочках) пишет имя того воспитанника, кто сделал такое предложение.

Карточки Проппа.

Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Работа с такими карточками заключается в следующем.

При пересказе я помогаю детям определить жанр произведения, усвоить понятие, что такое сказка, чем она отличается от рассказа, учу детей соотносить сюжеты сказок со схемами (картами). Только после этого приступаем к работе над пересказом. На каждую сказку отвожу по два занятия.

В результате работы с карточками дети учатся:

определять жанр произведения;

запоминать последовательность событий;

выделять основное содержание сказки, рассказа;

выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

уверенно манипулировать картами;

чувствовать красоту и образность родного языка.

Линейный календарь событий.

Линейный календарь событий помогает воспитанникам запечатлеть значимое событие ребят в группе. Таким событием может стать проект, день рождение, праздник, перемены в природе (первый листопад, радуга, первые цветы, памятные даты, календарные праздники и др.

Тематический алфавит.

Тематический алфавит активизирует активный словарный запас детей по заданной теме, расширяя его новыми словами, словами разных частей речи, а также синонимами и т. д.

Для поддержки познавательного интереса и развития предпосылок грамотности, в работу над каждым проектом или лексической темой, я включаю «Азбуку» проекта или темы. Идея состоит в том, что, знакомясь с новой темой или работая в проекте, ребята фиксируют в азбуку слова, которые так или иначе связаны с ним. Часто, при написании слов, дети допускают ошибки, которые мы не исправляем, так как речь не идёт об обучении детей чтению и письму.

Работа над созданием «Азбуки» проекта является полностью добровольной деятельностью, в которую дети включаются исходя из собственных потребностей.

Марафон семейного чтения.

В нашей раздевалке появилась специальная таблица, помогающая определиться, какие рассказы или сказки дети будут читать в первую очередь. За каждое прочитанное произведение ребята получают наклейки, после чего закрашивают окошки в таблице.

Социологические опросы.

Для того, чтобы знать, насколько тема проекта или лексическая тема интересна каждому ребёнку, чтобы изучить имеющийся у детей опыт или выявить их инициативы и желания, я использую в работе с детьми социологические опросы. Они помогают выявить мнение большинства и совместно принять решение.

Загадка дня.

Использую так же загадки дня, которые отличаются от социальных опросов, тем, что вопросы задаются по предметным знаниям, на которые есть правильные ответы. Ни в коем случае мы не настаиваю на участии в этой деятельности и не ругаю за отсутствие активности.

Важное место в «говорящей» среде нашей группы занимает присутствие элементов декора, созданных в процессе творческой детской деятельности. Дети должны быть окружены своими работами, для того чтобы они видели свою продуктивность и свой рост, для этого у нас, не лежат мёртвыми бумагами, а находятся в доступе у детей папки с их работами, которые можно перебирать, листать, вспоминать. Дети с удовольствием участвуют в оформлении интерьера группы к праздникам, оформляют стенгазеты по проектам.

«Дневничок добрых дел» - помогает открывать у детей положительные качества характера, способствует сплочению коллектива, мотивирует детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. Дети, в течение дня, «зарабатывают» смайлики, совершая добрые поступки, самостоятельно дают оценку своему поступку, кто и как «помог ему в этом».

Правила группы.

Для создания барьера безопасности, границ дозволенного, для удовлетворения базовых потребностей ребёнка, детьми созданы и визуализированы правила группы. Правила сплачивают группу.

Выбор приветствия друг с другом или с воспитателем.

Вариативность приветствия дает возможность самовыразиться каждому воспитаннику в группе.

А для создания более доверительного отношения к педагогу и дружеской атмосферы между детьми, я использую карточки с различными вариантами приветствий. При выборе вариантов приветствия соблюдено главное правило: среди всех вариантов надо, чтобы один хотя бы, был бесконтактным, т. е. такой, который не предполагал бы прикосновений. Чтобы дети могли его выбрать, если не хотят касаться других. Это важный момент в формировании телесных границ ребёнка.

Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.

Использование QR – кода при взаимодействии с родителями.

Современный родитель – это человек активный, находящийся в постоянном поиске новой информации, но обладающий огромным дефицитом времени. Все чаще мы слышим от родителей, что у них нет времени задержаться в наших приемных, чтобы ознакомиться с информацией на стендах, что не хватает времени для поиска материалов для дополнительных занятий с детьми в такой момент приходит на помощь закодированные квадратики. Родители просто сканируют QR-код и переносятся в виртуальную реальность, где могут узнать любую информацию о своем ребенке, о том, чем ребенок занимается в детском саду. В конце недели мы помещаем QR-код с подборкой фотографий деятельности детей.

Также я кодирую актуальную информацию для родителей по изучаемой лексической теме, материал для дополнительных занятий с дошкольниками (литературные произведения, загадки, ребусы, графические задания, дидактические игры и т. д.). Это позволяет значительно обогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов.

Я считаю, что применение кодов укрепит моё сотрудничество с родителями и позволит более эффективно развивать детей.

Мой опыт акцентирует внимание на изменении роли ребенка в образовательном процессе детского сада, где он становится активным участником и соавтором образовательной среды. Введение понятия «ПДР» (пространства детской реализации) подчеркивает важность поддержки самостоятельности и инициативы детей, в отличие от традиционной модели, ориентированной на зону ближайшего развития, где ребенок следовал за взрослым. Создание «говорящей среды», в которой учитывается голос ребенка, требует пересмотра подходов к проектированию образовательной среды и вовлечения воспитанников в процесс создания новых продуктов и решений проблем. Я поделилась опытом внедрения данной технологии в своей практике, подчеркивая её преимущества.

Публикации по теме:

Обогащение образовательной среды. Атрибуты для сюжетно-ролевых игрОбогащение образовательной среды. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях.

Фотоотчет образовательной среды по профориентации дошкольниковФотоотчет образовательной среды по профориентации дошкольников Важна ли ранняя профессиональная ориентация детей? С какого возраста необходимо выявлять у ребёнка предрасположение к той или иной профессии?.

Мультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУМультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУ Уважаемые коллеги! спасибо за поддержку и высокую оценку работы нашей мультстудии - песочной анимации. По нелепой случайности мультфильм.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ребёнок как соавтор образовательной среды в ДОУ
Опубликовано: 6 февраля 2025 в 14:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ребёнок как соавтор образовательной среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дейнега (УИ 186235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД