Людмила Васильевна Казинская
Статья «Развитие творческой исследовательской активности детей в процессе детского экспериментирования» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Увидев и обнаружив закономерности и выводы, у детей развивается речь. Дети не только знакомятся с новыми фактами. но и накапливают умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Публикация «Статья „Развитие творческой исследовательской активности детей в процессе детского экспериментирования“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Китайская пословица гласит: "Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму". За использование этого метода обучения выступали такие классики педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Эти связи носят двусторонний характер. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет результат эксперимента. В то же время, чем глубже будет изучен ребенком объект, тем точнее он передает его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать. определять форму и размеры, производить иные операции.
В основу моей работы заложена гипотеза Н. Н. Поддъякова, согласно которой в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Оно пронизывает все сферы детской жизни. в том числе и игровую.
Свою работу над формированием у детей навыков экспериментальной деятельности в старшей группе я наметила по следующим направлениям:
1. Изучение и подбор литературы по данной проблеме.
2. Определение принципов и особенностей проведения экспериментальной работы с детьми.
3. Разработка серии конспектов по экспериментированию с объектами неживой природы, проведение занятий с детьми.
4. Проведение мониторинга.
Опыты проводила малыми подгруппами(6-8 детей). Все опыты планировала и проводила систематически(1 раз в неделю) продолжительностью 10-15 минут. За одним и тем же объектом наблюдали многократно. По характеру мыслительных операций я выбрала обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого раньше по отдельным этапам) и сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта).
Все использованные эксперименты поискового характера (дети не знают заранее, каков будет результат).
В работе использовала и демонстрационные, и фронтальные эксперименты. Чаще фронтальные.
В исследовательской работе с детьми я придерживалась некоторых принципов:
1."Не навреди", то есть, не проводила опыты, которые бы наносили какой-либо вред объекту.
2. Во время опытов уделяла большое внимание соблюдению правил безопасности, усиливаю контроль за поведением детей.
3. Не проводила опыты, в которых создается угроза жизни и здоровью детей.
4. Уделяла внимание вопросам гигиены. После окончания работы дети моют руки с мылом, приводят в порядок свое рабочее место, оборудование.
5. Всегда обсуждала с детьми тот результат, который получился в реальной жизни.
Изучая литературу. я пришла к выводу, что детское экспериментирование имеет свои особенности:
1. Участие в опытах добровольно, я не обязывала ребенка делать опыты.
2. Не регламентировала продолжительность опыта. Если ребенок работал с увлечением, не прерывала его занятие только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к опыту не возник и быстро пропал, могла прекратить опыт ранее запланированного срока.
3. В процессе экспериментирования не всегда придерживалась заранее намеченного плана. Разрешала детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели.
4. Специально создавала условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.
5. При проведении опытов учитывала индивидуальные различия, имеющихся между детьми. У одних склонности к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Поэтому позволяла интересующимся экспериментировать чаще.
6. Считала, что фиксирование результата эксперимента не обязательно. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.
7. Не требовала, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Иногда специально вносила в опыт возможность совершения ошибки.
8. Применяла адекватные способы вовлечения детей в работу, то есть делала так, чтобы детям, у которых не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно. Конечно, чем старше дети, тем они более самостоятельны, но роль воспитателя в экспериментировании остается ведущей в любом возрасте.
9. Соблюдала правила безопасности.
10. Очень ответственным считала конечный этап эксперимента- анализ результатов и формирование выводов. Делала так, чтобы дети поделились со мной радостью открытия или решили какую-то экспериментальную задачу, требующую анализа всего изученного материала. Оказывала помощь детям в подборе слов и построении предложений.
В процессе работы использовала принцип от простого к сложному. Проводила беседы о намерениях и целях детей, чего они хотят, о том, как добиться желаемого результата. На занятиях и в работе над экспериментом добивалась рассказа детей о том, как они достигают результата. Предоставляла возможность детям самостоятельно работать с разными материалами и предметами, побуждала доводить начатое до конца, постоянно поощряла детей, проводивших самостоятельно опыты. Проводила индивидуальную работу с детьми, у которых что-то не получалось или кто не мог формулировать выводы самостоятельно.
Я спланировала свою работу по направлениям :
1. Выявить интерес педагогов к данной деятельности и повышении их компетенции в вопросах организации детского экспериментирования.
2. Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности и создать условия для повышения уровня их компетенции.
3. Продолжить проведение поисково-исследовательской деятельности с детьми.
4. Разработать рекомендации по организации предметно-развивающей среды (уголок экспериментирования).
Таким образом реализация системы работы по формированию поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста позволила научить детей видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; анализировать объект; выдвигать гипотезы; делать выводы. Но достижение такого результата возможно только в случае взаимодействия всех участников образовательного процесса : детей, педагогов, родителей.