Наталья Луткова
Развитие речи в жизни ребенка дошкольника
В настоящее время массового развития компьютерных технологий у детей, казалось бы, есть всё, что нужно для их развития : компьютеры, телефоны, планшеты, интерактивные и развивающие игры. Но плохо говорящих детей или тех, кто совсем молчит становится с каждым годом все больше и больше. Да проблема, действительно, актуальная, причем обострилась она в последние 15 лет. И каждый год ситуация усугубляется. Овладение звуковой культурой речи в дошкольном детстве личностно и социально значимо, поскольку устная форма речи для дошкольника — единственно возможное средство овладения системой языка, а также единственное средство реализации коммуникативной функции языка. Все знакомы с такой проблемой: ребёнок с недостаточно сформированной звуковой культурой речи начинает испытывать затруднения в процессе общения, его плохо понимают окружающие, над ним нередко смеются сверстники. Результатом всего этого следует, что ребёнок сознательно ограничивает собственное речевое общение, не побуждают его к этому и сверстники: плохо говорящих детей обычно неохотно принимают в игры, особенно в игры, предполагающие активное использование языковых средств, сформированность речевых умений.
Публикация «Развитие речи в жизни ребенка дошкольника» размещена в разделах
В чём же проблема? Казалось бы, ребёнок наоборот должен активно развиваться со всеми этими новшествами. Некоторые думают, что всему виной экология, некоторые винят в этом взрослых которые находятся рядом с детьми. Всегда, когда речь заходит о наших детях, чтобы с ними не случилось, прямо или косвенно в этом виновны взрослые. Особенно, если дело касается малолетнего ребёнка. Ведь именно взрослые вводят малыша в этот мир. Для того чтобы он чувствовал себя комфортно в нём, они обязаны сделать всё возможное. Однако проблема заключается в том, что взрослые сегодня слишком заняты. Следовательно, они не могут уделить должного внимания своим детям. Для формирования речи у малыша с ним необходимо просто постоянно общаться. Современные педагоги и психологи советуют разговаривать с детьми с самого их рождения. Так малыш начнёт узнавать голос своих близких и улыбается, когда вновь слышит родные голоса.
«Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе». Вопросы, связанные с развитием звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста, освещены в работах М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, Н. Е. Вераксы и А. Н. Вераксы, В. В. Гербовой, Е. В. Колесниковой, О. А. Новиковской, В. Н. Черняковой и др. Эти авторы отмечают, что «эффективнее всего звуковая культура речи у детей младшего дошкольного возраста формируется в игровой деятельности, с помощью игровых методов и приемов».
Каждый ребёнок любит рассматривать картинки или игрушки. Взрослым следует делать это вместе с ним и при этом рассказывать всё, что они видят. «Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас». Поэтому необходимо научить малышей рассказывать о том, что они прочитали. Начать можно с того, что дети любят больше всего – сказки. Сначала нужно взять самые маленькие и простые по содержанию, где содержится много повторений. К примеру, «Колобок», «Теремок». Сюжет в этих сказках разворачиваются примерно одинаково. Меняются только персонажи. Читать сказки необходимо до тех пор, пока ребёнок сам не начнёт их пересказывать. Чтение сказок должно быть с большой передачей различных интонаций. Помимо этого, считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память. Они развивают как активный, так и пассивный словарный запас детей. Для правильного произношения звуков хорошо использовать чистоговорки. Малыша следует также учить слышать и различать одни звуки от других. Академик М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Исходя из этого, нужно приложить все усилия чтоб привлечь внимание ребёнка к таким предметам, как кубики, мозаика, конструктор. Чем младше малыш, тем крупнее предметы для игры следует применять. Во-первых, связано это с тем, что ребёнок может проглотить мелкие детали. Во-вторых, малышам легче захватить большой предмет. Сегодня есть множество игрушек, развивающих мелкую моторику. Это специальные мягкие кубики, развивающие коврики, сконструированные из различных материалов и т. д. Можно делать необходимые игрушки и самостоятельно вместе с детьми. Можно из старой одежды сшить такие кубики, наполнив их различными материалами. К примеру, горохом, крупами. Развивающие коврики также можно изготовить самостоятельно. В сети Интернет есть много инструкций по изготовлению таких изделий. Кроме того, в ход можно пустить и свою фантазию. Постепенно, по мере роста малыша нужно предоставлять ему для игры и более мелкие детали. К примеру, тот же конструктор или мозаика, только с деталями, меньшими по размеру. Ребенку необходимо все ясно объяснить, как нужно играть с конструктором или мозаикой. При этом можно рассказывать ребёнку о их цвете и форме. Развить мелкую моторику можно и при помощи специальных пальчиковых упражнений. К примеру, известные считалки пальчиков, игра «Кулак – ладонь» и т. д. Особый интерес у малышей вызывают занятия по возможности применения обычных предметов в новой форме. Простым примером является обычная бумага. Детям всегда интересно, как она превращаются в объёмные игрушки. Даже сам малыш сможет их изготовить. Пусть он скомкает бумагу и обмотает её нитью, чтобы получился шарик. Им можно также играть, к примеру, бросать в ведёрко или мишень. Дети постарше могут самостоятельно сложить самолётик или кораблик. Но для этого нужно им показать последовательно, как же их можно изготовить. Память у малышей достаточно хорошая, поэтому они быстро изготовят новую игрушки, и в последующем будут делать её самостоятельно, без участия взрослых. Кроме того, ребёнку нужно давать в руки карандаши или кисти. С одной стороны он может их просто покрутить в руках, положив между ладошками. Это развивает мелкую моторику. С другой стороны, он может начать рисовать. Конечно, сначала это будут просто линии. Затем следует попросить малыша просто поставить точку, нарисовать прямую линию. А уже потом остановиться на простых геометрических фигурах. Большинство детей любят рисовать кружки. Дети старшего подросткового возраста способны срисовать предмет с картинки, раскрасить или просто заштриховать фигуры. Взрослые покажут, как это делается, а дальше малыш сам продолжит выполнять задание. Это также способствует формированию творческого воображения и развитию памяти.
Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В таком случае ребёнку следует рассказать сказку о «веселом язычке». Ему запрещено выходить из домика, но он очень озорной и всегда ищет выход. Из-за этого, когда рот открывается, он всегда упирается в нёбо. Когда языку удаётся всё-таки выйти из домика, то он может достичь то подбородка, то носика. Также малышу следует предложить пощёлкать языком или поговорить шёпотом. Все эти занятия укрепят мышцы языка малыша. Развивать речь ребёнка необходимо не только дома, но и на улице, и при походе в гости, то есть постоянно. К примеру, на прогулке можно рассмотреть окружающую природу, рассказать малышу, что есть что, какого оно цвета или формы. При виде животного следует показать ребёнку, как оно разговаривает. К примеру, киска говорит «Мяу» и т. д.
Из всего выше изложенного следует, что работать над формированием речи ребёнка необходимо постоянно. Для этого следует больше общаться с малышом, помогая ему постигать этот мир. Необходимо помнить, что неправильная речь может привести к проблемам в дальнейшем. Таковыми могут являться: неправильная письменная речь, плохое чтение, проблемы в общении со сверстниками и т. д. Всё это, в свою очередь, сказывается и на дальнейшем поведении детей. Они становятся замкнуты, избегают общения, неуверенные в себе. Все эти факторы являются одними из причин совершения суицидов в подростковом возрасте. Так, простая задержка речевого развития может привести к таким серьёзным проблемам в будущем. Для того, чтобы этого избежать необходимо своевременная диагностика ЗРР и её устранение.
Список использованной литературы: 1. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. – М. : Норма, 2011. - 431 с. 2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М. Проспект, 2014. – 398 с.