Светлана Валейнина
Опыт работы «Работа с семьями мигрантов»
▼ Скачать + Заказать документы
Валейнина Светлана Анатольевна,
воспитатель первой квалификационной
категории МКДОУ д/с № 11
Работа с семьями мигрантов
Мигрант – это лицо, которое меняет место жительства в
государстве или переезжает на постоянное место жительства в прочее
государство по причине национально-правовой, экономической,
политической нестабильности.
При широком объяснении, мигрантом можно также назвать человека,
который совершает маятниковые миграции или регулярные передвижения из
одного населенного пункта в другой, для того, чтобы получить образование
Публикация «Опыт работы „Работа с семьями мигрантов“» размещена в разделах
или на работу.
В последние годы в связи с происходящими по всему миру
социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции
населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни,
социальные связи, природно-средовые условия проживания и
жизнедеятельности.
Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом
семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой
язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов.
Самыми незащищ нными в этой ситуации, конечно же, оказываются
дети, которые составляют весомую долю в миграционном потоке, процесс
социализации для которых имеет свою специфику. Дети-мигранты
сталкиваются с проявлениями непереностимости, агрессивности по
отношению к ним детей из групп этнического большинства. Наряду с этим
дети доминирующей группы могут выражать негативные оценки по
отношению к детям из других этнических групп. В связи с этим у детей
этнического меньшинства могут появиться негативные установки по
отношению к собственной этнической общности, включающие в себя
неудовлетвор нность собственной этичностью, чувство униженности,
ощущение неполноценности или даже отрицание собственной этнической
идентичности, желание е спрятать.
Проблема приобщения детей, для которых русский язык не является
родным к социальному миру в условиях русскоязычной среды дошкольной
образовательной организации оста тся одной из сложных в процессе
формирования личности реб нка.
При поступлении в детский сад дети - иностранцы переживают кризис
вхождения в новую социальную общность при переходе от другой
социальной среды, растворение в ней детерминируется процессом
индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду.
Анализ процесса социализации данной группы детей убеждает в
необходимости оказывать реб нку квалифицированную помощь в сложном
процессе вхождения в мир людей, другой языковой культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет проблему позитивной социализации детей
дошкольного возраста как основную, приоритетную в современных
дошкольных образовательных организациях. Социализация личности
дошкольника является фундаментом в становлении и проявлении социальной
культуры. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для
социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных
отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит
ребенка во взрослую жизнь, по мнению Л. С. Выготского рассматривается как
«врастание в человеческую культуру». В дошкольном детстве закладываются
основы индивидуального стиля социализации.
Эта проблема актуальна практически во всех возрастах. Особенности
поведения детей в непривычных условиях и в отсутствии общего языка со
сверстниками ведут к созданию особых отношений внутри группы.
Отношение детей к представителям иной национальности изначально
толерантное, воспринимающее знаковость «другого» как должное, вполне
само собой разумеющееся явление. Младшие даже не замечают особенностей
акцентного произношения и грамматических неправильностей, однако
старшие могут передразнивать или беззлобно копировать произношение
нерусских детей. На отношении русских детей к нерусским сказывается
позиция взрослых: если взрослый подчеркивает нетипичность поведения
ребенка с иным языком, все время выделяет его, дети также начинают
обращать на него внимание, а если этого не происходит, относятся
безразлично. Привыкнуть к детскому саду после жизни в семье ребенку
всегда проблематично. Здесь другие требования, иные принципы
взаимодействия друг с другом, непривычная еда на завтрак, обед и полдник,
да и подают ее не тогда, когда дома.
В первые дни ребенку с иным языком тем более трудно сориентироваться
в происходящем, поскольку он не понимает объяснений и не всегда верно
интерпретирует интонацию, жесты и мимику. Ребенок слышит, что все
кругом говорят на языке, отличающемся от его «домашнего», и пока не
знает, как на это реагировать.
Родители детей-мигрантов не всегда способны заранее объяснить, что
люди в мире говорят на разных языках, что названия вещей, просьбы и
команды звучат по-разному, что полезно знать много языков, чтобы уметь
разговаривать с людьми, которые говорят иначе, чем ты сам.
Работа с детьми-мигрантов в первую очередь включает себя адаптацию
к условиям поликультурного пространства, повышения уровня
познавательных способностей и развития речи у детей-мигрантов.
Психологическое сопровождение обеспечивается педагогомпсихологом и заключается в диагностике уровня развития ребенка, его
личностных особенностей, своеобразия интересов и склонностей, помощи в
преодолении стресса, развитии коммуникативных способностей и
когнитивной сферы.
Работа с педагогами заключается в развитии высокого уровня
компетентности и готовности к педагогическому сопровождению ребенка из
семьи мигрантов, стремление воспитателей к открытому, позитивному и
доверительному общению с детьми и их родителями для благоприятного
условия адаптации сверстников.
Без глубокого осознания народной природы воспитания не может быть
взаимной толерантности взрослых участников образовательного процесса;
нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его
педагогического сопровождения; компетентного ознакомления детей с
национальной культурой.
Ознакомление родителей с национальными особенностями воспитания
детей в России и странах семей-мигрантов. Необходимость этого этапа
обусловлена тем, что у разных народов свои национальные особенности
социальной жизни и культуры, свои обычаи, традиции, социальные
установки и ценностные ориентации.
Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение как
в трансляции этнокультурной информации, так и в становлении
этнотолерантных установок у дошкольников.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка из
семьи мигрантов в организации его социальной адаптации в детском саду
предполагает взаимодействие в работе с детьми и родителями всех
специалистов дошкольного учреждения.
Адаптироваться в детском саду детям-мигрантов — задача не из
легких. Происходит это у всех по-своему.
В нашем детском саду взаимодействие педагогов и родителей
происходит через систему содержательных, эмоциональных,
коммуникативных и действенных связей, основанных на межличностных
отношениях партнеров и направленных на решение общей педагогической
задачи, которое будет эффективным при поэтапной педагогической
технологии.
На первом этапе мы создаем общую установку на совместное решение
задачи социальной адаптации ребенка к детскому саду.
На втором этапе - взаимное ознакомление педагогов и родителей с
национальными особенностями воспитания детей в России и странах семеймигрантов.
Необходимость данного этапа обусловлена тем, что у разных народов
свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои обычаи,
традиции, социальные установки и ценностные ориентации. Без глубокого
осознания народной природы воспитания не может быть взаимной
толерантности взрослых участников образовательного процесса; нахождения
подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического
сопровождения; компетентного ознакомления детей с национальной
культурой. Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее
значение, как в трансляции этнокультурной информации, так и в становлении
этнотолерантных установок у дошкольников.
На третьем этапе - реализация единого, согласованного
индивидуально-ориентированного сопровождения ребенка из семьи
мигрантов для преодоления, прежде всего языковых трудностей в освоении
нового социального опыта, а также ценностных ориентаций и культурных
традиций, для вхождения в группу сверстников и гармонизации отношений,
преодоления межличностного и межгруппового отчуждения. Данный этап
можно рассматривать как основной, ориентированный на достижение
социальной адаптации детей из семей мигрантов к детскому саду.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка из семьи мигрантов
в организации его социальной адаптации в нашем детском саду предполагает
взаимодействие с детьми и родителями всех специалистов дошкольного
учреждения. Психологическая составляющая сопровождения обеспечивается
педагогом-психологом и заключается в диагностике уровня развития
ребенка, его личностных особенностей, своеобразия интересов и
склонностей; помощи в преодолении стресса, развитии коммуникативных
способностей и пр.
Так же используются формы и способы взаимодействия с семьями
воспитанников, направленные на просвещение родителей и педагогов по
вопросам сохранения и укрепления позитивного психоэмоционального
состояния дошкольников, повышение этнокультурной осведомл нности,
обучение при мам эффективного межкультурного диалога:
консультации, семинары;
разработка и реализация совместных проектов;
деловые игры, брифинги, конференции;
игры-тренинги, клубы-тренинги;
круглые столы;
родительские клубы по интересам;
использование ИКТ;
элементы сказкотерапии;
создание сайтов.
Эти формы взаимодействия дошкольной организации с родителями
можно разрабатывать и реализовывать как изолированно, так и комплексно.
Последний вариант предполагает выделение особого пути решения
проблем языковой и социальной адаптации детей и семей социальных
мигрантов - через интеграцию деятельности образовательного учреждения