Пискун Наталия Алексеевна
Статья «Поможем детям заговорить!»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ ЗАГОВОРИТЬ!
Н. А. Пискун
МБДОУ д/с №29 «Мальвина», с. Дивноморское
В настоящее время проблема диагностики и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста чрезвычайно актуальна. По мнению ряда авторов, изучение данной проблемы предоставляет большой интерес для невропатологов и логопедов и требует дальнейшей разработки и совершенствования методов коррекционной работы с детьми раннего возраста. В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту – логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае в пять лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный период) упущен. Пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи должна начинаться с самого раннего возраста.
Публикация «Статья „Поможем детям заговорить!“» размещена в разделах
Уже первый крик при родах говорит о сохранности нервной системы, что чрезвычайно важно в речевом развитии ребенка. Ранний отказ от грудного вскармливания так же является настораживающим фактором. Поэтому внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность мамам, врачам, особенно педиатрам, своевременно выявить предрасполагающие факторы и принять меры по их устранению.
Родителям нужно уделять ребенку как можно больше внимания для общения с ним, для игр. Особенно в первый год жизни нужно уделять развитию мелкой моторики рук, потому что центры ответственные за движения рук и артикуляционные движения находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Наши бабушки интуитивно чувствовали это и проводили с малышами всевозможные игры типа «Ладушки», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая» и много других. Для благополучия ребенка важным являются социальные условия жизни: общение, обучение, организация жизни в целом, развивающее влияние окружающей среды - все то, что можно назвать культурой воспитания. Если будут отсутствовать благоприятные социальные условия жизни, развивающее общение и развивающая среда, а также активная деятельность самого малыша, он в психическом развитии может остаться на уровне младенчества. Речевое общение с малышом требует некоторой подготовленности взрослых. Родители должны научиться разговаривать с крохой так, чтобы малыш не только понимал их, но и получал удовольствие от взаимодействия со взрослыми. И еще один важный вывод: чтобы взрослый вошел в контакт с крохой, он сам на время должен стать чуть-чуть ребенком. Для малютки не существует ничего интереснее, чем наблюдения за действиями и поступками большого человека. Еще один важный момент: ребенок в этом возрасте не должен быть предоставлен самому себе, потому что он еще не умеет организовать свой досуг. Взрослый обогащает жизнь малыша, наполняя ее полезной информацией, поощряя и корректируя активность, любопытство и безудержный интерес ребенка к миру. Конечно, каждый ребенок индивидуален. Некоторые с раннего возраста начинают говорить отчетливо, а есть и такие, которые больше молчат, их словарный запас очень скуден. Существуют общие закономерности, характерные для большинства детей позволяющие выделить особенности речевого развития. Своевременная диагностика и организация адекватной ранней коррекционной помощи или педагогического сопровождения позволит предупредить нарушения у детей.
Ребенок с отклонениями в развитии, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего срока выбора интегрированного обучения. Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом зависят от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни ребенка (Серебрякова Н. В., Борякова Н. Ю.).
Необходимость мер по ранней диагностике и коррекции в развитии детей связана с наличием в стране тревожной демографической ситуации, характеризующейся не только общим снижением рождаемости, но и увеличением доли рождения нездоровых, физиологически незрелых детей (Урядницкая Н. А.). Причинами могут быть неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, различные родовые травмы; тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте, вызывают риск возникновения у детей нарушений в развитии.
Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются речевые расстройства - 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы - 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» - 12,3%; нарушения поведения и внимания - 7,7%; повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов - 9,2% (Дунаева З. М., Растягайлова Л. И., Урядницкая Н. А.).
Симптомы этих нарушений имели место чаще всего с рождения, так как причины нарушений относятся к внутриутробному или младенческому периоду.
Важное значение в диагностике нарушенного развития в раннем детстве имеют стандартизированные шкалы обследования младенцев (А. Гезелл, 1930; Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, 1981; Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт, 1983; О. В. Баженова, 1986; Г. В. Козловская, А. В. Горюнова и др., 1997; А. A. Gezell, C.S. Amatruda, 1941; P. Cattell, 1947; W.K. Frankenburg, J.B. Dodds, 1967; N. Вау1еу, 1969; Т. В. Вraselton, 1973; Т. Нellbrugge еt а1., 1985). Выделяется группа методик для быстрой оценки психомоторного развития младенцев - «скрининг-методики» (А. М. Казьмин и Л. В. Дайхина, 1990; Е. В. Кожевниковой с соавт., 1995; Г. В. Козловская, А. В. Горюнова и др., 1997; В. В. Юрьев и др., 1998; W.K. Frankenburg, J.B. Dodds, 1967; N.P. Dick, 1973). Для оценки характера, степени нарушений и прогноза, определения коррекционных мер требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития, на котором основаны методики Журбы-Мастюковой-Айнгорн (1981) и О. В. Баженовой (1986). Определенный интерес для исследования недоношенных и доношенных детей имеет методика Н. Бэйли «Школа развития младенцев и детей раннего возраста» (1993). Этот тест хорошо стандартизован, высоко валиден, надежен и удобен для проведения лонгитюдных исследований. Он позволяет сравнивать полученные ребенком баллы как с его собственными в различном возрасте, так и с результатами сверстников.
Проблема ранней диагностики и коррекции развития детей с нарушениями речи в современной логопедии представлена недостаточно (Чиркина Г. В., 2003). В настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, позволяющему своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого недоразвития. В исследованиях Г. В. Чиркиной выделены ряд диагностических показателей, позволяющих отнести детей к группе риска.
Установлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение анатомо-физиологических предпосылок речевой деятельности. К ним относятся:
• понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью;
• долингвистическая вокальная продукция (возраст и этапы вокализации, репертуар согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов, просодия);
• первые комбинации жеста и слова; речевые акты утверждения и просьбы (отдельными словами; двусловные высказывания); появление коммуникативных намерений;
• начало активной речи (объем словаря и особенности детской номинации; ранний синтаксис: аккомпанирующая речь; мотивированность речи действием или ситуацией);
• овладение фонемным строем речи (последовательное образование дифференциации фонем по акустическим и артикуляционным признакам; характер фонетических трансформаций).
В работах Ю. В. Герасименко (2003) указывается, что в последнее время появились исследования, свидетельствующие о многообразии вариантов онтогенеза речи. Эти сведения в еще большей степени затрудняют выработку диагностических критериев оценки нормального речевого развития детей третьего года жизни. Исследователи детской речи рекомендуют не связывать определенные умения в области языка с конкретным возрастным интервалом. Делать заключение о речевом развитии они рекомендуют на основании анализа динамики овладения языком.
Наиболее сложным и дискуссионным в настоящее время является вопрос о диагностике нарушений речевого развития детей третьего года жизни. В то же время потребности практики логопедии диктуют необходимость создания методик диагностики нарушений развития речи детей третьего года жизни. Их разработка должна быть ориентирована на закономерности речевого онтогенеза. В результате можно констатировать, что наше исследование, учитывая вышеперечисленные проблемы диагностики, позволило апробировать скрининговую методику изучения психомоторного развития детей с ПЭП (шкала Гриффитс).
Эта система позволяет количественно и качественно оценивать психомоторное развитие ребенка с ПЭП в возрасте от одного месяца до двух лет жизни. Данная методика доступна и проста в использовании. Применяя ее, можно вести исследование - как родителям, так и специалистам.
Таким образом, общую диагностику психического и речевого развития детей смогут самостоятельно проводить родители, медицинские работники, а в кабинете здорового ребенка при детских поликлиниках - логопеды и психологи детских поликлиник.
Ученые Института коррекционной педагогики РАО (Малофеев Н. Н., Стребелева Е. А., Разенкова Ю. А. и др., разрабатывая концепцию раннего вмешательства, выдвинули следующую стратегию комплексного подхода к проблеме диагностики и ранней коррекционной помощи :
• скрининговое обследование всех новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;
• расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;
• целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра, логопеда, психолога;
• создание «команды» специалистов для выявления характера отклонений;
• организация «центров детства» в целях ранней диагностики и ранней коррекции отклоняющегося развития с опорой на медико-психолого-педагогическую работу с проблемным ребенком показание психолого-педагогической поддержки родителям;
• раннее начало систематической коррекционной работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при специализированных дошкольных учреждениях;
• целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста.
Реализация этого подхода предусматривает осуществление целенаправленной государственной политики в этой области и разработку инструктивно-нормативных актов в целях создания «центров детства» (Стребелева Е. А., Разенкова Ю. А.).
На наш взгляд, это позволит выявить детей группы риска и обеспечить превентивные мероприятия.
Многие авторы поднимают вопрос не только о необходимости ранней диагностики тяжелых нарушений, но и о своевременном выявлении и психолого-педагогическом сопровождении детей группы риска.
До настоящего времени дети младенческого возраста находятся вне поля зрения ПМПК, так как наблюдаются в детских поликлиниках, где не предусмотрена психолого-педагогическая диагностика, а, следовательно, и коррекционная помощь.
Таким образом, раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющие отклонения, но и предупредить проявление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Наши дети это наше будущие и каким оно будет зависит от всех нас!
Список литературы:
1. Л. Н. Павлова «Практическая энциклопедия раннего развития. От года до трех».
2. Е. Ф. Архипова «Логопедическая работа с детьми раннего возраста».
3. М. А. Поволяева «Справочник логопеда».