Марина Паршакова
«На пути к школе здоровья. Здоровьесберегающие технологии». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
М. А. Паршакова
ГБДОУ
Детский сад № 53 г. Санкт-Петербурга
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто» - эти слова Сократа очень актуальны и в ХХI веке. В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, мы на пути к новой научно-технической цивилизации.
Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям. Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И самые уязвимые - дети.
Публикация «„На пути к школе здоровья, Здоровьесберегающие технологии“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Средства массовой информации открыто освещают эту проблему: уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Выявлено нарушение осанки у 24% детей, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического здоровья. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.
Поэтому одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья дошкольников. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Верна пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому в первую очередь в ДОУ необходимо иметь карту здоровья каждого ребенка, в которой отражаем заболевания, психологические и психосоматические особенности и отклонения, если таковые имеются. Опираясь на карту, определяем уровень интеллектуального развития: низкий, средний, высокий, что даёт возможность подобрать для каждого ребенка индивидуальный подход, и решить главную задачу педагога: повышение мотивации, установление добрых взаимоотношений между воспитателем и воспитанником.
В условиях нашего сада мы стараемся рационально организовать двигательную активность детей: физкультурные занятия 3 раза в неделю, одно из них на улице, гимнастика в утренний отрезок времени, динамические паузы, физкультминутки в течение занятий, а также физкультурно-оздоровительная работа. Задачи гармоничного физического развития успешнее решаются с помощью гимнастики, которая благотворно воздействуют на двигательный аппарат и на все группы мышц.
Гимнастика – не только хорошее развитие мускулатуры, но и слаженная деятельность органов сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем человеческого организма. С самого раннего возраста мы закладываем в ребенка стремление к занятиям гимнастикой. Правильный подбор и изучение новых упражнений способствует поддержанию интереса к занятиям. Одной из важнейших оздоровительных задач является задача по формированию у детей правильной осанки. Немаловажное значение приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма.
Здоровье детей – интеллектуальное, духовное, физическое, социальное – проблема национальной безопасности. Прогрессивное образование не может находиться в стороне от этих серьёзных проблем.
50-70% здоровья человека зависит от образа жизни. Поэтому забота образовательных учреждений о здоровье – не дань моде, реформам, а потребность времени.
Основной путь к школе здоровья – формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования – добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения, нового времени. По мнению Сухомлинского, забота о здоровье - это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, но свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.
Сегодня нам важно сменить приоритеты, ведь именно с физического и духовного оздоровления начинается оздоровление нации. Наш педагогический коллектив, в котором я работаю, выбрал правильное направление - оздоровление детей. Много сделано, многое предстоит сделать, но какие бы трудности не встретились на нашем пути, мы уверены - здоровье детей в наших руках! И мы сделаем все, чтобы эти руки были заботливыми.
Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики мы включаем только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения.
Также можно использовать любимые детьми упражнения. «Мороженое» (прил. №2). Существует много интересных и полезных упражнений: «Насос», «Жемчужина», «золушка», «Полёт на космическом корабле», «Волшебная палочка», «Смешинка», комплекс утренней гимнастики во 2-ой младшей группе (прил. №3).
Использованная литература:
Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. В. Т. Алямовская, С. Н. Петрова
Современные технологии народного образования. 1998г
Журнал «Дошкольное воспитание» №1 2011года; №2-№6,№9 за 2010 год. Авторы: Барабаш Т., Вицко Е., Голенко О., Агафонова И. Н., Листраткина В. Г.
Журнал «Здоровье дошкольника» 2008-2011г
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Марина Александровна Паршакова высшая педагогическая категория, воспитатель.
Место работы: ДОУ Детский сад № 53, Санкт-Петербург.
Приложение № 2
«Мороженое»
- Я знаю, что вы любите мороженое. А теперь вообразите, что вы побывали в гостях у Снежной Королевы, замерзли и сами стали похожи на мороженое. Тело, руки, ноги, голова скованы холодом - бррр.
- Но, вот пришел добрый волшебник и сказал: «Закройте глаза, положите руки на коленки, вам удобно, вам ничего не мешает, сейчас начнем оттаивать. Согреваются и оттаивают пальчики ног, согреваются и оттаивают ступни, согреваются и расслабляются колени, тепло идет от пальчиков ног вверх, ноги стали теплыми, они расслабились. Точно также согреваем руки, всё тело, шея, голова повисла».
Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу.
Приложение№3
Комплекс утренней гимнастики во 2-ой младшей группе «Дружная семья» :
1. И. П. Ноги слегка расставить, руки за спину;
Хлопнуть в ладоши перед лицом 8 раз под слова воспитателя :
Папа, мама, брат и я - вместе дружная семья
Отвести руки за спину 3 раза
2. Все вместе наклоняемся, физкультурой занимаемся
И. П. Ноги врозь, руки на пояс;
Наклон вперед, ладони на колени, смотреть вперед. Вернуться в ИП. Повторить 5 раз.
3. Папа большой, а я маленький. Пусть я маленький, зато – удаленький.
И. П. Ноги слегка расставить, руки на пояс;
Присесть, руки вниз. Вернуться в ИП. Повторить 5 раз
4. Прыгаем мы дружно, это очень нужно! Кто же прыгнет выше – мама или Миша? Повторить 5 раз
5. Носом воздух мы вдыхаем. Ртом мы воздух выдыхаем. Не страшна простуда нам, нам не нужно к докторам!
И. П. Ноги врозь, руки вниз;
Руки в стороны, вдох носом. Вернуться в ИП, выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3-4 раза.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?»
Перед началом игры дети образуют круг. Педагог находится в центре круга.
- Кто живет у нас в квартире (шагают на месте) Раз, два, три, четыре!
- Будем мы сейчас считать. Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
- Мама, папа, брат, сестра – сосчитаю всех едва (выполняют пружинку, руки на поясе)
- Самый главный – это я (прикладывают руки к груди)
- Вот и вся моя семья. (поднимают руки вверх, затем медленно опускают вниз)