Елена Замараева
Консультация по экологии «Как мы воспитываем у наших детей любовь к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как мы воспитываем у наших детей любовь к природе»
Замараева Е. А. воспитатель
МБДОУ № 48 «Журавушка» г. Балашиха МО.
Природа и человек…Вечная тема, всегда была и будет актуальной. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни. Угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологизации деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическое воспитание. Консультации
- Темочки
Экологическое воспитание детей, с нашей точки зрения, предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
• формирование у детей системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
• развитие эстетических чувств (умение видеть, чувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
• участие детей в посильной для их возраста деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства. Дети должны осознать ценность любого проявления жизни, стремиться защитить и сберечь природу.
Критерии сформированного осознанного отношения к природе следующие :
• ребенок понимает необходимость бережного и заботливого отношения к природе;
• освоил нормы поведения в природе и соблюдает их в практической деятельности и в быту;
• проявляет активное отношения к объектам природы (заботится, оберегает, умеет оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому заботясь о природе в настоящем, человек заботится о своем будущем. А то, что наносит вред природе - наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом- Земля, безнравственны.
Как мы будем формировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание и сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную. Эти чувства определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (животные, растения). Активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональный запрет на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Нужно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять безнравственным действиям.
Часто небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных детям экологических знаний, которая включает:
• представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях;
• понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
• осознание того, что все живые существа на нашей планете связаны друг с другом : все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие. В то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, все они могут существовать одновременно.
Одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для них практическую деятельность, создать условия для полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального настроя детей (радость от выполненной работы и т. п.) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие, замечать красоту жизни. Нужно помнить: прежде чем научить дошкольников видеть красоту и понимать суть прекрасного, надо развивать их эмоциональную сферу, так как чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Наша задача – подвести детей к пониманию того, что мы все вместе в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.