Анна Равочкина
Руководство учебно-исследовательской игрой детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование ориентировано на организацию исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Актуальность поднятой проблемы определяется содержанием, представленным в нормативных документах дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность как одно из значимых направлений в процессе развития самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста.
Публикация «Руководство учебно-исследовательской игрой детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В свою очередь, практика детских садов направляет нас на необходимость разработки педагогических условий организации исследовательской деятельности в детском саду.
Исследовательская деятельность это деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с неизвестным заранее решением; такая деятельность предполагает наличие основных этапов научного исследования. Значительный вклад в развитие теории и практики исследовательской деятельности в дошкольной педагогике внесли : С. Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Л. М. Маневцова, Я. А. Пономарев, М. И. Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова, А. И. Савенков и другие.
Формирование исследовательских умений на ступени дошкольного детства закладывает основу для развития у ребенка позиции исследователя, «ученого». С. Л. Рубинштейн указывал, что для ребенка дошкольного возраста абсолютно естественно развиваться, формироваться, становиться тем, кто он есть, в процессе исследовательской деятельности. А. И. Савенков замечал, что «для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». В данном случае ученые подчеркивают не только важность организации исследовательской деятельности с дошкольниками, но и ее необходимость.
При рассмотрении данной проблемы нами была проведена опытно-экспериментальная работа с педагогами. Проведено анкетирование, с целью выявления теоретической и практической готовности воспитателей к руководству учебно-исследовательской игрой детей старшего дошкольного возраста.
По результатам анкетирования было выявлено, что у 47,8 % педагогов выявлен средний уровень сформированности готовности к руководству учебно-исследовательскими играми старших дошкольников.
30,5 % педагогов продемонстрировали низкий уровень. Лишь у 21,7 % воспитателей выявлен высокий уровень.
Полученные результаты дают возможность судить, что большинство педагогов нуждаются в помощи по руководству учебно-исследовательскими играми.
Также нами дополнительно было проведено исследование детей старшей группы в количестве 17 человек, возраст испытуемых – 5-6 лет. Для определения места исследовательской деятельности в предпочтения детей проводится диагностика по методу Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Ребё нку предлагается рассмотреть картинки с изображением различных занятий: дети играют в кубики, изучают книги, проводят опыт, поливают цветы, рисуют, собирают конструктор. Ребенку предлагается выбрать три ситуации, в которых он хотел бы оказаться. Выбор фиксируется в групповой таблице, воспитатель определяет заинтересованность коллектива в экспериментировании.
Данные показывают, что предпочитаемыми видами деятельности у старших дошкольников являются детское экспериментирование, игра и конструирование. Таким образом, организация учебно-исследовательских игр в старшем дошкольников возрасте актуально для детей.
Проведенное нами исследование показало, что почти у половины педагогов выявлен средний уровень готовности к руководству учебно-исследовательскими играми старших дошкольников. Полученные данные анкетирования позволяют сделать вывод о том, что большинство педагогов нуждаются в помощи по руководству учебно-исследовательскими играми.
Исследование детей старшего дошкольного возраста показало, что такие виды деятельности, как детское экспериментирование, игра и конструирование, являются наиболее предпочитаемыми. Поэтому организация и руководство учебно-исследовательскими играми отражают потребности и возрастные особенности старших дошкольников.