Вера Васильева
Приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Воспитатель МДОУ №12
Челябинской области
Сосновского района
п. Мирный
ВАСИЛЬЕВА В. В
«Воспитание созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах»
К. Д. Ушинский
Публикация «Приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме, а привычными становятся слова «наркотики», «насилие», «безнравственность», «бездуховность». И нужно серьезно задуматься о том, какими вырастут наши нынешние дошкольники? Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющие никаких нравственных ценностей.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому наша сегодня задача:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Раскрывая роль традиций в воспитании младшего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость : «Без большого корня древа не бывает».
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека и бережно передаваемые из рода в род традиции, исполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.
Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитать любовь к истории, к культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты и поэтому, детство - это время, когда возможно подлинное и искреннее погружение в истоки народной культуры.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.
Без памяти – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа как исторической личности.