Оксана Батурина
Консультация «Песочное рисование»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач дошкольников – неразвитая мелкая моторика рук. Она играет важную роль для всестороннего развития ребенка. Дети с высоким уровнем развития мелких моторных навыков, способны лучше логически рассуждать, у них хорошо развиты познавательные процессы, речь. Уровень развития мелкой моторики, является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе, основа развития всех умственных процессов. С помощью тактильно-моторного восприятия формируются первые впечатления о форме, размере объектов, их местоположении в пространстве. И поэтому важно начинать работу по ее развитию с раннего возраста.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Рисование песком и на песке
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
В наше время мы очень часто используем инновационные технологии в работе с дошкольниками. ФГОС ДО стимулирует педагогов искать инновационные, интересные методы и технологии, интегрировать образовательные области в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Интеграция может реализоваться по разному, однако она должна основываться на самом близком к дошкольнику – на игре. А что же является ближе, чем игра в песок.
Сегодня воспитатели, психологи, дефектологи, логопеды используют специально организованные занятия с песочницей. Это не случайно, потому что игра с песком как процесс развития ребенка была знакома с давних лет.
К. Д. Ушинский писал: «Лучшая игрушка для детей - кучка песка!». В наши дни эксперты доказали в практике результативность методики песочного рисования. Оно успешно используется в образовательных, развивающих целях: при обучении письму, рисованию, формированию когнитивных процессов, тонких моторных навыков и координации движений, развивает воображение и творчество.
Песочное рисование появилось в 70-х годах XX века. Усовершенствовал технику канадский режиссер-аниматор Кэролин Лиф, которая создала песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Казалось бы, обычные движения рукой по песку преображаются в сюжет, который рассказывает всю историю. Позже многие аниматоры взяли на себя ее опыт, и попытались создать динамический песочный фильм, то есть без редактирования. Их опыт был весьма эффективным и дал начало новейшему виду искусства – песочное рисование.
Первые контакты между детьми происходят в песочнице. Именно в ней малыши пытаются завладеть чужими игровыми предметами, захватить территорию и упорно ее отстаивать. Появляются первоначальные навыки общения.
Игра с песком, самое любимое детское занятие. Это масса новых впечатлений, различных игр. Руки малыша сами стремятся к песку. Играя с ним, проявляются чудеса фантазии. В ходе игры один сюжет сменяется последующим. Играя с песком можно без затруднения изменять форму, сюжет. Ребенок, играющий с различными предметами, игрушками в песке, может представить себя волшебником, тем самым ему дается возможность творчески изменить дискомфортную для него ситуацию, негативное состояние. Обыгрывая различные ситуации в песочнице, ребенок приобретает навык самостоятельного разрешения проблем.
Использовать песочницу можно при обучении детей грамоте, педагог может предложить нарисовать букву на песке, либо выложить ее из различных мелких материалов (фасоль, счетные палочки и др.). При обучении элементарным математическим представлениям, также можно нарисовать цифру, выложить ее, изображать геометрические фигуры, решать примеры.
Занимаясь песочным рисованием развивается мелкая моторика рук, сенсорное восприятие, усидчивость, внимание, ребенок успокаивается, приобретает заряд положительных эмоций, освобождаясь от страхов и фобий. При рисовании песком задействованы обе руки, следовательно, работают оба полушария.
Данный вид рисования очень необычный, дети собственными руками творят прекрасные шедевры на песке. Рисовать песком на стекле весело и интересно. На удивление, горстка песка преобразовывается в разного рода пейзажи, морское дно, звездные небеса и т. д. Песок – это та же акварель, гуашь, фломастер, карандаш, но только работающий при помощи «тени и света», передавая чувства и мысли. Также дети могут рисовать и создавать картины, поделки с помощью цветного песка.
Метод рисования песком не имеет определенных правил. Ребенок может рисовать рукой, пальцем, различными предметами, создавая различные фигуры и моментально удалять их в случае если у него не получается. При этом ребенок фантазирует, показывая свои скрытые таланты. Использование песочницы в разных видах деятельности предоставляет такой результат: повышается мотивация к занятиям, наиболее согласованно и насыщенно происходит становление познавательных процессов.
Песочное рисование не имеет слишком больших денежных затрат. Материал для рисования не обязательно приобретать в магазине. Световой стол можно смастерить своими руками, для этого нужна лампа, оргстекло и деревянная коробка или использовать разнос, а вместо песка можно использовать манку или молотый кофе. Оборудование занимает немного места, не требуется особого ухода.
Используемая литература
Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2010.
Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - М. : Изд-во МГУ, 1998.
Максимова И. В. Песочная терапия как метод психологической помощи в педагогической и коррекционной психологии / И. В. Максимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 47.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович. - СПб. : Речь, 2006.
Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г. Н. Эль. - СПб. : Речь, 2010.