Ольга Сидорова
Организуем интегрированные формы работы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С введением новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов возникла необходимость изменить организацию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и личностными особенностями дошкольников.
Интеграция должна обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов детской деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольников. Воспитательно-образовательный процесс мы строим на основе календарно-тематического планирования. Мы стараемся использовать интегрированные формы работы, такие как: творческие мастерские, социальные акции, исследования, опыты и эксперименты, игры с использованием интегрированных пособий, экскурсии, праздники, конкурсы, викторины, выставки детской деятельности, сбор коллекций и многое другое.
Публикация «Организуем интегрированные формы работы дошкольников» размещена в разделах
Важным аспектом любой образовательной деятельности является мотивация, детям нравится помогать, выручать из беды, что-то искать, соревноваться. На таких занятиях, как «В гостях у сказки», «Гуси-лебеди», «Экскурсия в зоопарк», «Помощь Снегурочке» интегрировано решались задачи разных образовательных областей. Такие занятия проходят на одном дыхании, благодаря смене игр и деятельности дети не устают, в комплексе решают все поставленные задачи.
Очень помогают нам в работе многофункциональные интегрированные пособия. Благодаря легкости размещения я постоянно обновляю на них материал в соответствии с лексической темой. Яркость и необычность наглядного материала привлекает детей. Дети с удовольствием используют эти пособия в самостоятельной деятельности. Играя с ними, дети в непринужденной форме упражняются в ведении диалога, закрепляют знания лексической темы, состава числа, прикручивая крышечки, развивают мелкую моторику и многое другое. Родители нам помогали в изготовлении пособий и подборе материалов для них.
В нашей работе мы постоянно используем один из наиболее эффективных методов - метод проектной деятельности, где тесно сотрудничаем с детьми и родителями. В ходе проектной деятельности решаем множество задач, что дает возможность организации совместной познавательно - поисковой деятельности. В целях мотивации я стараюсь вызвать интерес к какой-то проблеме и вовлечь детей в совместный проект. Было проведено много разных по длительности проектов на различные темы: «Мне милей мой край родной», «Город автомобилей», «Правила дорожные соблюдать положено», «Унылая пора, очей очарование», «Книги Носова любим мы читать» и другие. Такие темы мы выбрали не случайно, а из-за того, что многие дети или мало знали, как, например, о процессе изготовления автомобилей, о ПДД, о писателях или вообще ничего не слышали, как о Самарской Луке.
Иногда инициаторами бывают сами дети. Например, дети стали спрашивать о том, кто написал услышанные песни, живы ли композиторы, которые их сочинили. И мы провели работу по краткосрочному проекту «Детские композиторы», в результате которого познакомили детей с композиторами В. Шаинским и Г. Гладковым. Итогом проекта стал «Вечер музыки» и альбом рисунков по любимым песням.
По инициативе детей также была организована проектная деятельность по таким темам, как «Наши гости-свиристели» и «Всё о тушканчиках», потому что они особенно заинтересовали детей.
У детей появился интерес к изучаемым темам, они совместно с родителями собирали материал. Дети стали интересоваться работой родителей на заводе, просили съездить в «Жигулёвский заповедник» - посмотреть на животных, стали много знать рассказов Н. Носова, полюбили автора и пр.
Важно отметить, что в результате проектной деятельности дети стали более самостоятельными, активными, инициативными в поиске ответов на вопросы, в практическом применении приобретенных знаний, умений, навыков. Непосредственными участниками данной деятельности являются родители. Они активно участвуют в изготовлении газет, книжек-малышек, поделок и макетов, в сборе коллекций.
Наши дети, как и многие другие, любят проводить опыты и эксперименты, поэтому мы много времени уделяем проведению опытов с объектами живой и неживой природы. Мы проводили опыты и эксперименты с деревьями (определяли возраст деревьев, по цвету и запаху находили от какого дерева опилки, с водой (выращивали снежинки путем поэтапного замораживания; получали нужный цвет воды, смешивая краски, с песком (через лупу рассматривали и зарисовывали песчинки разной формы, с магнитами и разными материалами и мн. др. Данная деятельность помогает детям научиться договариваться, общаться, совместно решать проблемы, мыслить, познавать окружающий мир. В пополнении лаборатории материалами нам также активно помогают родители.
Социальные акции оказывают существенное влияние на нравственность детей. Наши дети совместно с родителями принимали активное участие и побеждали в различных социальных акциях д/с и города по изготовлению скворечников, ёлочных игрушек, поделок по ПДД, сбор корма для птиц и пр. В этом году в ходе социальной акции мы придумали и изготовили безопасный автомобиль. Дети проявили большое творчество и фантазию, придумали много новых функций для автомобиля, которые мы потом внедрили в совместную поделку. Процесс был длительным. Дети работали индивидуально, коллективно и в парах. Они научились работать дружно и согласованно. Результаты этой акции мы показали воспитателям д/с и детям соседней гр. № 45. Совместно с детьми ст. гр. наши дети изготовили медали с изображением безопасного автомобиля и подарили их младшим детям. И здесь родители были с нами на протяжении всей работы, помогали детям воплотить идеи в рисунках и рассказах, специалисты написали нам свои отзывы. Фотографии с описанием технических функций автомобиля родители передали на ВАЗ в НТЦ и собрали отзывы ведущих специалистов (главного инженера и начальника отдела дизайна) в наш блокнот отзывов и предложений. Это мероприятие произвело большое впечатление на детей, они ещё долго рисовали и мастерили различные автомобили и придумывали к ним новые функции. Дети рассказывали, что они стали больше обращать внимание на ПДД и делать замечания родителям, если те их нарушали.
Еще хотелось бы рассказать о творческих мастерских, которые мы регулярно открываем для изготовления книг, афиш для театра, реклам, украшений к новому году, подарков для родителей и малышей и пр. Детей всегда привлекает продуктивная деятельность, мотивация усиливается благодаря соревновательному характеру. В ходе работы дети также знакомятся с различными точками зрения, высказывают и обосновывают свое мнение.
Благодаря различным интегрированным формам работы и созданию предметно-развивающей среды у наших детей были решены многие проблемы, которые существовали раньше при общении с нами и со сверстниками. Дети не слышали нас и не хотели слушать друг друга, некоторые вели себя агрессивно. Теперь у детей развились социально-значимые качества. Они научились договариваться и сотрудничать, ставить перед собой общие цели, слышать и помогать друг другу, управлять своими чувствами и поведением. Теперь они могут работать подгруппами и в парах. Дети много общаются в процессе разных видов деятельности, рассказывают друг другу где были, что видели, дают оценки своим поступкам и поступкам сверстников. Наши дети стали проявлять интерес и заботу к младшим детям, с удовольствием им помогают, обучают, изготавливают поделки. Хотя и с большими трудностями, нам удалось установить контакт с детьми. На протяжении трех лет мы показывали культурные нормы общения, давали оценки поступкам, знакомили с правилами поведения, требовали подчинения общим правилам в играх. Сначала ведущую роль мы брали на себя, затем стали передавать детям. Мы всегда старались находиться рядом с детьми, и дети стали нам доверять.
Большую благодарность нам хочется выразить родителям, с которыми у нас установился тесный контакт. Они нам во всем помогают и работают с нами в одном направлении. Родители активно участвуют во всех проектах, в сборах коллекций, конкурсах и нередко побеждают.