Анна Беляйкина
Проблема изучения самооценки подростков из неполных семей
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ
ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Жуина Д. В., Андина О. И., Беляйкина А. П.
ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
На современном этапе развития общества возрастает необходимость изучения психологических особенностей личности детей из неполных семей. Во многом это обусловлено влиянием семейных отношений родительской позиции на развитие личности ребенка, национальную культуру и традиции.
Публикация «Проблема изучения самооценки подростков из неполных семей» размещена в разделах
В результате взаимовлияния индивидов семья выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат [3, с. 290].
Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье. Можно выделить несколько разновидностей неполных семей : разведенная семья, осиротевшая семья, мать-одиночка с ребенком.
Для любого типа неполной семьи характерны нарушения гармоничного развития интеллектуальной сферы подростков; страдают математические, пространственные, аналитические способности; менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек); затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; становится возможным формирование избыточной привязанности к матери или отцу [ 4, с. 40].
Общепсихологические истоки решения проблемы взаимозависимости самооценки и уровня благополучия семьи мы находим практически в каждой крупной теории мотивационной детерминации личности, начиная от теорий гедонизма, психоанализа, гештальт-концепции К. Левина, теорий К. Роджерса, А. Маслоу, А. Адлера и др.
В отечественных концепциях общетеоретические основы соотношения самооценки личности и разных типов семей раскрываются в работах С. Л. Рубенштейна, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, В. Д. Шадрикова; психолого-педагогический аспект разрабатывается в трудах Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, А. А. Иващенко, В. С. Агапова, Б. И. Фельдштейна и др.
Самооценка – это отношение к себе, представление человека о себе. Она проявляется в поведении каждого из нас. Это способность человека четко, с любовью и по достоинству оценить себя. У детей встречается самооценка различных видов : адекватная, завышенная, заниженная [2, с. 348].
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируют. Одни дети вступают в подростковый возраст в 11, и в 13 лет. Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости – особая форма самосознания [1. с. 278].
Большую роль в развитии самосознания подростка играют суждения других – оценка его личности и поведения с родителями, учителями, мнение о нем со стороны сверстников, которое высоко ценится подростком. Подростки раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя: суждение подростков от других отличаются, как правило, большей содержательностью, вдумчивостью, конкретностью и глубиной по сравнению с суждениями о себе.
В своей работе мы опирались на исследования А. П. Гуркиной и Г. А. Соблевой, которые показывают, что в начале подросткового возраста (11-12 лет) в содержании «я» заметны существенные изменения. Во-первых, отмечается бурный рост негативных самооценок : 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью негативные характеристики. Наряду с ростом числа негативных самооценок, изменяется главный критерий: на первое место выходят нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся в отношениях с окружающими, прежде всего со сверстниками. Второе место начинает занимать качество мужественности подростка и интеллектуальные качества. Суждение о себе младших подростков в сравнении с младшими школьниками отличаются большей самостоятельностью и аргументированностью. Таким образом, содержание «Я» становится много значимым и более содержательным. В последующие 13-14 лет число отрицательных самооценок превышает число положительных (52% и 41%) и практически отсутствуют неопределенные само оценочные суждения, что самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств [4, с. 43].
В условиях нарастающего материального и социального расслоения общества происходят изменения в семейном воспитании и в семье в целом, стремление обеспечить материальное благосостояние, чрезмерности или недостаточности требований – обязанностей, увеличивает строгость санкций за нарушение требований ребенком, приводит к настойчивости стиля воспитания в семье и так далее [4, с. 44].
Родительское отношение является одним из основных видов деятельности людей, которое не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.
Дети любых возрастов нуждаются в том, чтобы их мир всерьез и с полной заинтересованностью воспринимался взрослыми. Когда душа ребенка открыта старшим, многие трудные задачи разрешаются довольно спокойно. Но, увы, даже во вполне благополучных семьях родители не всегда могут найти общий язык с собственными детьми. Само по себе наличие неполной семьи далеко не всегда приводит к заниженной самооценке. Причиной заниженной самооценки служит, прежде всего, функциональное неблагополучие, то есть несостоятельность семьи в решение воспитательных задач.
Члены семьи должны оценить не только других членов семьи, но и объективно судить о своих качествах. Если отношения в семье хорошие, родители всегда поддерживают детей, тогда у детей наблюдается высокая самооценка. И наоборот, если отношения в семье плохие, родители постоянно упрекают детей, указывают на их ошибки, тогда уровень самооценка детей соответственно будет низкой [3, с. 290].
Таким образом, большинство исследователей склоняется к мысли о том, что существует тесная связь уровня самооценки подростка и типа семьи, стиля родительского отношения и пр. В полных семьях чаще встречается адекватный и высокий уровень самооценки подростков, тогда как в неполных семьях в большинстве случаев наблюдается заниженный уровень самооценки.
Литература
1. Дальто Ф. У. На стороне подростка. – М. : Аграф, 1997. – 278 с.
2. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М. : Зерцало, 2006. – 348 с.
3. Кулик Л. А. Семейное воспитание. – М. : Просвещение, 2005. – 290 с.
4. Новоселова А. С. Внушение как один из способов ранней профилактики педагогической запущенности подростков // Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних. – М. : БЕК, 2007. – с. 39-45.