Женанова Алевтина
Организация профилактики в школе детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Статья о профилактике дорожно-транспортного травматизма
учителя ГБОУ СОШ села Сосновый Солонец
Алевтины Николаевны Женановой
С каждым годом в нашей огромной стране растет число дорожно-транспортных происшествий. Все чаще становятся ими наши дети.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важнейших государственных задач в сфере обеспечения безопасности населения. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки в возрасте до 16 лет. Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.
Публикация «Организация профилактики в школе детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в школе, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И естественным способом – своим примером.
Причины детского дорожно-транспортного травматизма
-Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом
-Игры на проезжей части.
-Невнимание к сигналам регулирования движением.
-Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий.
-Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта.
-Незнание правил перехода перекрёстка.
-Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
-Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет.
-Езда на роликах и самокатах по проезжей части.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующий решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами. Мы знакомим учеников с правилами дорожного движения уже с младшего возраста.
В каждом учреждении существуют свои методы обучения ребят правилам дорожного движения. Мы используем программу «Дорога и дети». Не первый год в нашем общеобразовательном учреждении в этом направлении ведется работа : классные руководители собирают разный дидактический материал, разрабатывают пособия, занятия, готовят презентации, мастерят своими руками развивающие игры, макеты транспорта и перекрестка, организуют совместную деятельность с педагогом ДО и инспектором ГИБДД (развлечения, тематические беседы, родительские собрания).
Ученики начальной школы в уголке по ПДД играют и приобретают знания о том, что на улицах села, города есть большие и маленькие дома, тротуары и дорога, отличают понятия «улица» и «дорога». Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, учат правила поведения в общественном транспорте, при переходе дороги и что главным является светофор.
Ребята старших классов знакомятся с элементами разметки, дорожными знаками, сборкой и разборкой велосипеда, правилами поведения на улицах и дорогах, сигналами светофора и регулировщика, одностороннем двустороннем движении. Принимают активное участие в конкурсах разного уровня. На базе нашей школы работает кружок ЮИД и «Безопасное колесо». Там они демонстрируют свои умения, навыки и знания правил дорожного движения. Занимают призовые места и гордятся своими успехами. Классные руководители во время проведения сюжетно-ролевых играх учат учеников правилам перехода проезжей части, узнают, что на дорогах есть дорожные знаки, которые помогают пешеходам и водителям.
Основная работа по обучению учащихся правилам дорожного движения продолжается и с ребятами старших классов. Содержание материала немного усложняется: тротуары, остановки, транспорт, различные виды знаков, перекрестки и их предназначение. Необходимо отметить, что обучение правилам дорожного движения проводятся в различных видах деятельности: конструирование, рисование, теоретические и практические занятия, конкурсы, соревнования.
Большое значение в организации сюжетно-ролевых игр имеет создание предметно-развивающей среды для учащихся начальной школы. С этой целью в школе изготовлен макет светофора и улицы, где обозначены перекрестки, указатели, дорожные знаки для пешеходов, имеются макеты домов, аптек, магазины, школы. Это место, где ученики младших классов не только играют, но и одновременно отрабатывают, закрепляют знания и умения правил дорожного движения, поведения культурного пешехода и водителя. Дорожных знаков, приобретают совместно с классным руководителем ситуационные задачи по безопасности дорожного движения.
В старших классах ребята могут продемонстрировать свои способности в участие региональных, областных мероприятиях. Ежегодно они активно принимают участие в конкурсе литературных работ «Добрая Дорога Детства» и становятся победителями, проходят всероссийские тесты по знанию правил дорожного движения, юных инспекторов движения «Безопасное колесо», агидбргадах.
Работа в школе по усвоению учениками правил дорожного движения, быть может, эффективной только при условии его сотрудничества в этом процессе с родителями. Так в уголках каждого класса имеется иллюстрированный материал и рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма
Для повышения интереса родителей и учеников к дорожной азбуке, я педагог ДО организую различные виды досуговой деятельности: собрания, праздники, викторины, презентации, конкурсы, соревнования. Очень интересным и запоминающимся и интересным было мероприятие принятие первоклассников в Юидовцев. Ребята выполняли различные задания по правилам дорожного движения, пели, танцевали, смотрели презентацию, а в конце получили удостоверение Юидовца и подарок.
В помощь учителям по организации обучения учеников правилам дорожного движения в методическом кабинете школы создан учебно-методический комплекс: диски с занятиями, конспекты занятий, презентации, дидактический и демонстрационный материал, инструктажи, памятки, разработки родительских собраний и бесед, развивающиеся игры, макеты. Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя.
Безопасному поведению и правилам дорожного движения ребенка необходимо учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.
Рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения
на улицах и дорогах
• При выходе из дома, если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это внимание ребенка. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.
• При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
• Находясь на улице с дошкольником и младшим школьником, родители должны крепко держать его за руку.
• Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
• Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть со всех сторон. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
• Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево, направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.