Сюзанна Тюльпарова
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОО
«Их всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание»
К. Прутков
Меняется время, эпоха – меняются и дети. В современном мире появилось много видов цифровых технологий. И конечно это все привлекает детей уже раннего возраста. Ребенок, держа в руках телефон, планшет совершенно не обращает внимания на окружающий мир. Гаджеты заменили всю реальную деятельность детей – игры и живое общение на улице со сверстниками, чтение сказок с родителями, даже игрушки и развивающие игры. У современного ребенка отсутствует двигательная активность, что в целом отрицательно влияет на здоровый образ жизни подрастающего дошкольника. Поэтому сегодня проблема воспитания здоровых детей очень актуальна. И только мы взрослые – родители и педагоги должны воспитать в детях духовно – нравственную личность. Каждый ребенок появляется на свет совершенным, но вот только попадает он в несовершенный мир, в котором постепенно все нравственное и духовное начало разрушается. Часто родители ругают и наказывают своих детей. Такой родительский подход к воспитанию не правильный. Криками и шлепками взрослые только могут помешать процессу становления личности ребенка уже с раннего возраста. Любой негатив со стороны родителей вселяет в малыша страх. А мы, взрослые думаем, что наш ребенок после крика нас понял и теперь все будет хорошо, но нет – это грубая ошибка так размышлять со стороны мамы и папы, малыш наоборот - испугается и вообще «уйдет в себя». Современный ребенок хорошо все понимает. Лучший способ узнать детей - общаться с ними. Взрослые должны быть внимательными к чувствам и внутреннему миру своего ребенка.
Публикация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОО» размещена в разделах
Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Главная задача родителей – вырастить и воспитать своего ребенка самостоятельной, здоровой и сильной личностью, а также вложить в него духовно – нравственные ценности. Самое главное, чтобы в семье воспитание малыша проходило в теплой и доверительной атмосфере. Поскольку родители каждый день работают, то можно сказать, что большую часть времени ребенок проводит в стенах дошкольного образовательного учреждения, где с ним проводят занятия, прогулки, игры. Взаимосвязь семьи и детского сада влечет за собой необходимое условие для полноценного развития дошкольника.
Особое внимание в духовно - нравственном развитии занимает художественно - эстетическое воспитание. Главная цель эстетического воспитания : формирование в ребенке качеств умения видеть прекрасное и ценить его, стремиться самому стать нравственным в поступках, мыслях и делах.
Художественно – эстетическое воспитание дошкольника осуществляется в процессе ознакомления с различными средствами образовательной системы - музыкальными, изобразительными и театрализованными. Именно эти виды искусства направлены на приобщение детей к духовной и материальной культуре.
Основным средством в современной педагогике дошкольного образования является музыкальная деятельность, так как только музыка может воспитать в детях доброту и красоту души. Музыка самым лучшим способом развивает в ребенке все хорошее, что изначально заложено природой.
Музыкальное воспитание включает в себя следующие виды деятельности: восприятие, исполнительство и творчество. Восприятие обязательно должно осуществляться при знакомстве и прослушивании только классической и народной музыки. Музыкальный руководитель должен тщательным образом подбирать музыкальный материал, опираясь на возрастные особенности дошкольников. Музыкальные произведения для детей младшего и старшего возраста имеют свои отличия. Например, репертуар для детей младшего возраста должен содержать больше песенный жанр небольшой по объему и с художественно – эмоциональным образом. Например, это короткие песенки про животных (мишка, ежик, зайчик, птичка и т. д., явления природы (дождик, тучка, солнышко). Для дошкольников старшего возраста выбираются произведения уже музыкальной классики – это могут быть фрагменты инструментальных и фортепианных сочинений русских и зарубежных композиторов. Например, номера из «Детского альбома» П. И. Чайковского («Утренняя молитва», «Болезнь куклы», «Песня жаворонка» и т д., пьесы из альбома «Времена года» П. И. Чайковского, художественные образы из сочинений Эдварда Грига «В пещере горного короля» и веселый «Танец дикарей» Ёсино Накады. Слушание музыкальных произведений является пассивным видом деятельности для дошкольников, поэтому необходимо использовать методы и приемы, направленные на зрительное и слуховое восприятие. Это метод анализа о прослушанном произведении, иллюстрации, инсцинирование, такие приемы как беседа, рассказ, стихотворение.
Также на музыкальных занятиях активными средствами деятельности являются - пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Такие виды работы с детьми можно использовать как в индивидуальной форме, так и в коллективной. Главным акцентом в формировании духовно – нравственного воспитания является грамотный подбор песенного репертуара, музицирования, танцев и игр. Все эти подвиды музыкальный руководитель широко применяет в утренниках и развлечениях. Неотъемлемой частью музыкальной деятельности является приобщение детей к народному фольклору. Педагоги дошкольных учреждений проводят с ребятами беседы о традициях русского народа, коллективные народные игры, развлечения (Пасха, Масленица, Осенины). Принимая активное участие в православных праздниках дошкольники знакомятся с особенностями народных традиций своей Родины, а также формируется чувство патриотизма. Тематизм и сюжет каждого праздника должен отражать такие темы как «Добро и зло», «Забота и любовь к близким», «Любовь к Родине», «Любовь к природе», «Мои друзья».
Таким образом, вся музыкальная деятельность направлена на формирование тех духовно – нравственных ценностей как : уважение к традициям и обычаям своего народа, уважение к старшим, воспитывают чувство патриотизма, любить и беречь природу, развивают систему эстетических эталонов – доброжелательность и адекватность восприятия поступков.
Изобразительная деятельность в дошкольном учреждении является одним из любимых занятий детей. Основные виды изобразительного творчества в детском саду – рисование, аппликация, лепка и конструирование. Каждый из этих видов отображает в детях свои впечатления об окружающем мире. Таким образом, задачи изобразительной деятельности детализируются в зависимости от свойств каждого вида, материала и способов работы с ним.
Одним из любимых занятий изобразительного творчества для детей дошкольного возраста является – рисование. В процессе этого увлекательного вида у ребенка формируется интерес к окружающему виду. Дети с трепетом подходят к выбору цветовой гаммы своего рисунка, а это значит, что он размышляет, представляет, какой он сам хочет видеть свою работу уже в готовом виде. Ничего страшного если ребенок, какой – то предмет или явление природы нарисовал не соответствующим цветом. В таком случае педагог должен спросить дошкольника, почему он выбрал именно этот цвет. Дайте ребенку возможность порассуждать. Ведь в этом – то как раз и формируется внутренний, духовный мир малыша. Воспитатель в свою очередь может предложить ребенку свою помощь – нарисовать рисунок вместе. Дети очень любят, когда к их труду подключаются взрослые.
Все мы замечали, что когда ребенок открывает книгу со сказками, стихотворениям, его привлекают иллюстрации. В детских садах для работы по воспитанию эстетического вкуса детей, доступнее использовать книжную графику. Так как иллюстрация более точно передает образы и сюжет литературного произведения. В детских садах детей знакомят с творчеством художников, работающих в книжной графике (Ю. Васнецов, А. Пахомов, Е. Рачев, Е. Чарушин). Их главная заслуга – открывать детям чудесный мир живописи. Очень важно приобщение детей к народной культуре. На первых этапах можно проводить беседы или рассказы о народных промыслах, с картинками Дымковской игрушки, посуды Гжель и Хохломской росписи. Систематические занятия по изучению культуры своего народа и края будут благоприятствовать духовно – нравственному и патриотическому развитию дошкольников.
В результате таких занятий как рисование, лепка, конструирование у детей дошкольного возраста формируются важные качества – активность, самостоятельность, инициатива выбора, целеустремленность, проявляется чувство взаимопомощи и дружелюбия, воспитывается любовь и уважение к духовным ценностям русского народа и народа своего края.
Процесс развития у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств осуществляется с помощью педагогических ресурсов театрализованной деятельности. Работа с детьми реализуется как воспитателем в группе, так и музыкальным руководителем. Применение театрализованных игр в целях духовно-нравственного развития детей диктует выполнения следующих задач: изобретение предметно-игровой среды; подбор текстов и имитирование проблемных ситуаций с доступным нравственным содержанием; включение в театрализованную игру эмоционально-экспрессивных, предметно-действенных и речевых средств взаимодействия. Применение педагогического потенциала театрализованной деятельности содействует развитию и осмыслению духовно - нравственных ценностей дошкольников, а также взаимодействия с семьей.
Театрализованная деятельность развивает ряд важных социальных задач поведения детей - это дружба, доброта, честность, чувство сопереживания, отзывчивость, чуткое внимание к окружающему миру и людям.
Дети очень любят театрализованные игры, сказки, праздники, развлечения и досуги. Они с удовольствием участвуют в театрализованных постановках, чувствуют себя настоящими актерами. Любой положительной герой несет в себе самые хорошие и добрые качества, которые развивают в ребенке смелость, честность, отзывчивость, гуманность. И наоборот, отрицательный герой заставляет малыша задуматься, что зло несет в себе только один негатив.
Самый доступный жанр театральной деятельности для детского восприятия – сказка. Так как дошкольнику только сказка может показать как дружба и добро побеждают зло, что зло это плохо и оно наказуемо. Например, сказки, которые рассказывают о дружбе и труде («Теремок», «Зимовье зверей», «Репка»). Быть послушными и осторожными учат сказки («Гуси – лебеди», «Маша и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). В сказках («У страха глаза велики», «Лиса и журавль», «Лисичка – сестричка и серый волк») детям повествуется о страхе, трусости и хитрости.
Ребенок с интересом использует театральные игрушки в самостоятельной деятельности: копирует сюжеты знакомых сказок, переделывает на свой лад, а бывает, что вообще сочиняет свою сказку.
Умения и навыки, приобретенные в театрализованных играх, дошкольники применяют в повседневной жизни, и через театральные спектакли закрепляют знания поведения в обществе.
Именно в дошкольном возрасте закладываются главные качества человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. И поэтому очень важно в этот ранний период детства создать для малыша духовно-здоровую атмосферу, для развития и воспитания в окружающем его мире.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна реализовываться целенаправленно, системно, включать все виды и формы деятельности дошкольников. Только при этих условиях духовно-нравственные принципы станут фундаментом творческой, думающей, созидающей личности.
Литература
1. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович. М. : Просвещение, 2000. – 254 с.
2. Ветлугиной Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. М. : Просвещение, 1989.
3. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. М. : Просвещение, 1988.
4. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. М: Владос, 2008.
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Сфера, 2004.
6. Панина С. М. Духовно – нравственное становление дошкольников : конспекты непосредственно образовательной деятельности / авт. - сост. – Волгоград: Учитель, 2016.
7. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова, Т. Л. Сергеева. Школьная Пресса, 2004.
8. Седунова Л. М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования // Музыка в школе, 2004.