Ольга Скударнова
Наставничество как условие успешной работы молодого специалиста
▼ Скачать + Заказать документы
Наставничество как условие успешной работы молодого специалиста
Скударнова О. Ю. преподаватель кафедры Дошкольного образования ГАПОУ «Читинский педагогический колледж», г. Чита, Россия, SkudarnovaO@yandex.ru.
Аннотация. В статье представлен опыт работы преподавателей ГАПОУ «Читинский педагогический колледж», с использованием модели наставничества «педагог-педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста, перечислены формы взаимодействия наставника с наставляемым, работа над подготовкой к аттестации молодого педагога на первую квалификационную категорию.
Публикация «Наставничество как условие успешной работы молодого специалиста» размещена в разделах
Ключевые слова: наставник, наставляемый, взаимодействие, студенты, специалист
Современная модель профессионального образования требует от педагогов быть активными, непрерывно обучаться и развиваться, принимать участие в конкурсах, писать статьи и показывать мастер-классы, а также безупречно вести необходимую документацию. В такой не простой обстановке молодые специалисты теряются и часто не могут найти выход из разных ситуаций. Молодому специалисту предстоит овладеть всеми тонкостями работы со студентами, научиться взаимодействовать с коллективом педагогов, а для этого необходимо приобрести недостающие качества, умения, навыки. Молодой специалист испытывает постоянное эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех внутренних ресурсов, ему жизненно необходим опытный наставник.
Наставник - человек, который поддержит и поможет преодолеть сложный рубеж адаптации, развить коммуникативные качества, поможет реализоваться и осознать себя человеком, сделавшим правильный профессиональный выбор 1 .
Наставничество - это индивидуальная воспитательная работа с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа в педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы 3.
В ГАПОУ «Читинский педагогический колледж» создана модель наставничества «педагог-педагог». Преподавателями успешно реализуется такая модель, организуется «творческий тандем». Он возникает с целью закрепления молодого специалиста в должности преподавателя, повышения профессионального творческого потенциала наставника и наставляемого через реализацию актуальных педагогических задач работы со студентами.
Союз в практике наставничества имеет свою уникальность, которая заключается в выстраивании взаимоотношений двух педагогов и оказания взаимопомощи в процессе работы со студентами. На кафедре Дошкольного образования образован такой союз, где наставник - Скударнова Ольга Юрьевна, наставляемый – Матвеева Анастасия Николаевна. Данный тандем осуществляет свою работу на протяжении двух лет.
Совместная деятельность педагога-наставника и начинающего специалиста реализуется посредством различных форм работы : используется «мозговой штурм», включающий в себя разработку, подготовку и проведение различных мероприятий, например, педагоги организовали мастер-класс по освоению интерактивных сервисов Joyteka и Wizer для преподавателей колледжа.
Повышение педагогического мастерства происходит через взаимное посещение открытых занятий, оказание практической помощи по планированию и проведению занятий, в том числе предварительной работе с конспектами уроков и анализ проведённых уроков. Организация мастер-классов, индивидуальное консультирование, трансляция опыта наставника с целью передачи его молодому специалисту.
По мере необходимости проходят встречи наставника и наставляемого в свободное от занятий время. Наставник отвечает на вопросы наставляемого, делится наработками, идеями проведения занятий, методической литературой. Параллельно наставник выслушивает проблемы наставляемого и дает советы, исходя из опыта, что сделать и какие мероприятия провести.
Наставник координирует участие наставляемого в различных мероприятиях, оказывает консультационную помощь при подготовке к открытым урокам. Также имеет место виртуальное наставничество : зачастую используются в общении мессенджеры, социальные сети и электронная почта, обучаются в формате онлайн на вебинарах, семинарах, принимают участие в конференциях, где обмениваются опытом и осмысливают свои профессиональные проблемы. Так, например, педагоги совместно приняли участие в «Ярмарке педагогических идей» на базе ЧТОТИБ в 2023 году и представили мастер-класс по работе с сервисом Joyteka. Приняли участие в Спартакиаде педагогов СПО. Принимали участие в качестве экспертов-наставников в чемпионате «Профессионалы» в компетенции Дошкольное воспитание. Кроме этого, педагоги принимают активное участие в мероприятиях колледжа.
Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считается эффективной, если молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности; проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства тревоги и неуверенности; показатели качества воспитательно-образовательного процесса находятся на базовом уровне 2 .
Благодаря своему наставнику Анастасия Николаевна активно включилась в процесс работы колледжа. Является успешным классным руководителем, организует с группой внеклассные мероприятия. Молодой специалист уже является руководителем курсов переподготовки по компетенции Дошкольное образование, педагогом-наставником в педагогическом классе. Стала руководителем педагогической практики по специальности Дошкольное образование. Принимает участие в работе приемной кампании. Как результат в конце 2022-2023 учебного года Анастасия Николаевна прошла аттестацию на первую квалификационную категорию.
Перед молодым, начинающим педагогом – бесконечная дорога к саморазвитию, постижению профессии. И по этой дороге он может идти в одиночестве, пытаясь найти ответы на многие вопросы, решать большие и маленькие проблемы, учиться на своих ошибках. А может пройти по этому пути рука об руку с верным помощником, другом, единомышленником. Вместе искать ответы на вопросы, преодолевать трудности, учиться на своих ошибках, но всегда иметь возможность обратиться за помощью, а самое главное – двигаться вперед, развиваться, расти, становиться профессионалом.
Список литературы:
1. Вашукевич, О. Н. Наставничество как эффективная форма обучения / О. Н. Вашукевич. – Текст : электронный // Академия педагогических проектов Российской Федерации URL
2. Замфир, М. Ю. Наставничество как условие становления молодого специалиста / М. Ю. Замфир. - Текст : электронный // Педагогическое мастерство : материалы L Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). - Казань : Молодой ученый, 2023. - С. 22-29. - URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/491/17994/ ( дата обращения: 18.09.2023).
3. Москвичёва, Г. Т. Какими навыками должен обладать наставник / Г. Т. Москвичёва. - Молодой ученый. - 2022. - № 43 (438). - С. 334–336.