Анастасия Сайгушева
Театрализованная деятельность как средство приобщения к основам здорового образа детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ОСНОВАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальным вопросом, требующим пристального внимания, является формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Организм ребенка на данном периоде развития нацелен на увеличение двигательной активности в виду физиологических процессов. К сожалению, современный мир порождает множество привычек, оказывающих непосредственное влияние на организм ребенка. Телевизор, компьютеры, гаджеты, с которыми многие дети знакомятся на раннем этапе жизни, не дают возможности для полноценного физического развития. Это дает основание говорить о том, что воспитание здорового поколения является одной из первостепенных задач.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство приобщения к основам здорового образа детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Особенно остро вопрос повышения уровня здорового образа жизни детей стоит в дошкольных образовательных учреждениях, в которых ребенок проводит достаточно длительное время. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным, так как в этот период закладываются основы его психофизического здоровья и формируются основные двигательные навыки и «полезные привычки». Вышесказанное определяет, что основная задача физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья подрастающего поколения. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Формирование основ здорового образа жизни является важной задачей дошкольной организации в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДОО).
Цель исследования: определить значение театрализованной деятельности в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
В рамках исследования было определено, что многие исследователи посвятили свои труды определению методов и средств для повышения уровня здорового образа жизни детей дошкольного возраста. В исследованиях Л. В. Абдульмановой, Ю. Ф. Змановского, Л. Г. Татарниковой, Т. А. Тарасовой делается вывод, что работу по приобщению к основам здорового образа жизни необходимо начинать как можно раньше. Тем самым определяется, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом.
Театрализованная деятельность может стать эффективным средством для того, чтобы приобщить детей к основам здорового образа жизни. Театр представляет собой один из доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация позволяет развивать творческий потенциал, нравственные качества, коммуникативные навыки, воображение.
Определим содержание понятия театрализованной деятельности. Согласно С. Н. Томчиковой, она представляет собой специфический вид художественно-творческой деятельности, в которой участники осваивают доступные средства сценического искусства, участвуют в соответствии с выбранной ролью в подготовке и разыгрывании театрализованных представлений, и приобщаются таким образом к театральной культуре [4].
Развитие основ здоровьесбережения дошкольников средствами театрализованной деятельности является педагогическим процессом, в котором организованно происходит осознание ценности здоровья и ответственного отношения к нему, усвоение знаний и представлений о здоровье и способах ведения здорового образа жизни. Данный процесс осуществляется, безусловно, с учетом индивидуальных возможностей и способностей ребенка. Необходимо учитывать способности и интересы детей, чтобы максимально привлечь их к данному роду деятельности.
Помимо этого, театрализация решает ряд других немаловажных задач. В научном исследовании Ю. В. Мельникова говорит о том, что театрализованные игры позволяют раскрывать эмоциональную сферу ребенка [3]. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления, позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Тем самым педагог может развивать желание вести и здоровый образ жизни на основе примеров для подражания. Приобщение к основам здорового образа жизни с помощью театрализованной деятельности может проходить не только через двигательный материал, но и участие ребенка в театрализованных представлениях, отражающих различные аспекты здоровьесбережения.
Анализ литературы позволил определить виды театрализованной работы, позволяющей выполнять задачу здоровьесбережения :
- игры – превращения;
- логоритмика;
- работа с детской пластикой;
- пантомима;
- разыгрывание потешек и считалок;
- закаливание;
- выступления с основами поучения;
- игры с куклами;
- пальчиковая гимнастика с основами театрализации.
- сценки, драматизация.
С. Л. Гончарова отмечает, что театрализованная деятельность обладает достаточно большим потенциалом формирования основ здорового образа жизни ребенка. Это объясняется тем, что она стимулирует развитие ряда психических процессов, способствует усвоению способов укрепления и сохранения здоровья [1].
М. Д. Маханева также подчеркивает роль театрализации в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, предлагает сочетать театрализацию с другими формами работы, а также выделяет значимость в приобщении к данному процессу взрослых (педагогов, родителей) [2].
Таким образом, театрализованная деятельность раскрывает большие возможности для приобщения детей дошкольного возраста к основам здорового образа жизни. Важным является создание необходимого методического сопровождения, подбор оснащения и разработка плана мероприятий. Именно дошкольный возраст позволяет сформировать основы здоровья и здорового образа жизни, которые окажут влияние на развитие ребенка.
Список литературы
1. Гончарова, С. Л. Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности : автореферат дисс. канд. пед. наук / С. Л. Гончарова. - Москва, 2012.- 23 с.
2. Маханева, М. Д. Театральная деятельность дошкольника /М. Д. Маханева. Дошкольное воспитание. — 2014 — № 11. — С. 6–14.
3. Мельникова, Ю. В. Значение и своеобразие театрализованной деятельности в развитии дошкольников / Ю. В. Мельникова. // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 692-693
4. Томчикова, С. Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности : Учебное методическое пособие /С. Н. Томчикова. — Магнитогорск: МаГУ, 2012. — 90 с.