Лианна Слоян
Консультация для педагогов «Поощрение и наказание: за и против»
Статья на тему: “Поощение и наказание, за и против. ”
В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным. Большинство педагогов употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что сегодня теория и практика воспитания располагает богатым арсеналом других методов и приёмов. Но, не смотря на такую популярность и широкое распространение методов поощрения и наказания, педагоги зачастую не правильно используют эти методы или недостаточно продуманно, поэтому в лучшем случае это не эффективно в педагогическом отношении, а в худшем может привести к непоправимой ошибке, за которую ребёнок будет расплачиваться всю жизнь.
Публикация «Консультация для педагогов „Поощрение и наказание: за и против“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
В обучении и воспитании есть много проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения, т. е. проблема стимулирования. Поощрение и наказание как раз таки и являются методами педагогического стимулирования.
В нашей педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и показания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь воздействие грубым насилием, оскорбление личного достоинства ребенка, а к поощрениям - только награды, подарки, премии. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Естественно, наличие таких крайних и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается и на практике использования поощрений и наказаний.
Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть "механизм" действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А. С. Макаренко Макаренко писал, что наказание — очень тяжелое дело: оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Так, Антон Семенович был убежден, что наказание необходимо использовать как определенный вид требований, а «умная» система требований не только законна, но и необходима. Она помогает сформироваться прочному человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их. Главный смысл наказания А. С. Макаренко видел в том, что оно должно "разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов". А. С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму,выполнению требований, делать это терпеливо без раздражения. А еще по мнению А. С. Макаренко, безнаказанность вредна : там,где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания. Неумеренное поощрение или наказание приносит вред. Одобрение,поощрение будет по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой,важно и для самого ученика,и для учащихся класса (А. В. Макаренко)
М. В. Ломоносов же предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей. Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал порядок и дисциплину. Поощрение и наказание хотя и является противоположными методами,но тесно взаимосвязаны друг с другом. Мне понравились высказывания А. В. Макаренко. Считаю,что в воспитании ребенка должны присутствовать такие методы как поощрение и наказание. Поощрение должно быть продуманным и выглядеть не соответствующей формуле «если ты мне угодишь, то я тебянагражу»; постановка вопроса должна быть иной:«если ты будешь поступать разумно, ты получишь и единовременные, и долговременные выгоды». Наша задача — растить не бездумное безответственное существо, а осознанную творческую личность. Не надо подкупать ребенка, чтобы он вас слушался. Сравните посылы: «ребенок выполняет просьбу мамы, потому что любит ее и доверяет ей» и «ребенок выполняет просьбу мамы, чтобы получить конфету». В следующий раз ему покажется мало одной конфеты или захочется другое поощрение и он выкатит встречное требование. Нравится вам дарить ребенку подарки, радовать его конфетами — делайте это, но не в качестве оплаты каких-то его «услуг», а просто по любви к нему, для ощущения полноты жизни. Побольше говорите с ним, мотивируйте его «бесплатно», выполнять ваши просьбы. С самого начала надо договариваться с ним о том, что ответственность за него лежит на вас, пока он маленький и живет в вашей системе. Наказание необходимо применять лишь тогда, когда все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами. Само наказание должно быть строго индивидуализировано, так как для одного ребенка достаточно только взгляда, для второго – категорического требования, а третьему просто необходим запрет. Единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия. Главное, что надо всегда помнить - в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна справедливость. Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что использование методов поощрения и наказания должно обязательно основываться на принципе гуманизма с проявлением заботы о росте личности. Очень важно правильно выстроить свои отношения с ребенком, тогда к такому методу воспитания, как наказание, не придется прибегать часто.