Алевтина Владимировна Субочева
Поддержка семейного воспитания, содействие формированию ответственного родительства
▼ Скачать + Заказать документы
Семья, семья, семь я- папа, мама и пятеро детей, в идеале. Семья- ячейка общества, как мы привыкли слышать, знать и читать, с советских времен. Семья- шедевр природы, который создают парень и девушка, мужчина и женщина. Кто- то осознанно, кто- то интуитивно, кто- то по любви и расчету, но происходит решение создать по обоюдному согласию союз (брак)- соединение двух людей. В дальнейшем при общем согласии или по чистой случайности у них происходит закладывание семени, зарождение жизни. Эта семья решила завести себе (не собачку, не кошку, а продолжение своей жизни малыша- ребенка. В любом случае, если люди молоды или зрелы происходит этот момент рождение ребенка- продукта совместной деятельности, дитя- плод любви, в результате которого они теперь приобретают и новый статус- именуются родители. Родители будут растить, взращивать, вкладывать все то, что есть в них самих, что им передали семьи, где они сами выросли: папа, мама и старшее поколение, если оно было- свой уклад, традиции, устои, нравы и правила. Это первые педагоги ребенка- родители. Раньше была ответственность за себя, а сейчас появляется двойная ответственность за себя и малыша. Обязанности родителей заложить ребенку основы физического, нравственного, умственного, трудового и интеллектуального развития личности в раннем возрасте. Семья воспитывает, любит, развивает свободную личность.
Публикация «Поддержка семейного воспитания, содействие формированию ответственного родительства» размещена в разделах
Семья- самая благоприятная среда обитания, где до определенного момента как в парнике растет опекаемый своими родителями и родными : росточек- ребенок. Эта среда и духовного развития, в которой ребенку комфортно, уютно и благодатно, где все гармонично. При хорошем и должном воспитании у ответственных родителей вырастает ответственный ребенок, сформированная личность и гражданин общества, чувствующий поддержку своих родителей на протяжении всей своей жизни, пока они живы, даже если они не вместе и рядом, а далеко друг от друга. В идеале хорошо, когда связь сохраняется и поддерживается. Вот наступает момент перехода этого ребенка выращенного в закрытой системе, в общую открытую, оголенную со всех сторон систему- атмосферу. При должном и правильном подходе приживаемость проходит быстро и безболезненно, но не всегда идеально и совершенно. Все мы разные, так и семьи бывают благополучные и неблагополучные. И всем необходима поддержка в семейном воспитании и содействие в формировании ответственного родительства. Под поддержкой семейного воспитания понимается педагогическая деятельность, которая раскрывает индивидуальный потенциал и включает помощь семье в преодолении трудностей социального, психологического, личностного характера.
В нашем обществе семью поддерживает государство, педагоги и специалисты ДОУ, учителя и преподаватели ОУ, общественные организации, клубы, родительские и семейные объединения, семейные центры, методические рекомендации и литература, социальные ролики, памятки и консультации. В ДОУ проводятся родительские собрания, круглые столы, совместные мероприятия: занятия, досуг, труд, по завершению которого устраиваются праздники- объединяющие родителей и детей.
Государственная поддержка для семейного воспитания расширяет инфраструктуру семейного отдыха, организовывается семейный образовательный туризм для детей в праздничные дни- время каникул взрослых, когда у родителей появляется свободное время для совместной культурно- досуговой деятельности.
Этот Год Семьи- в наше нелегкое, неспокойное время- помогает пробудить и начать развивать, раскрывать в наших родителях более ответственное отношение к делам своих детей. Но очень сложно бывает это сделать, когда нет такого чувства ответственности в родителях и ее порой не хватает. Хорошо, замечательно, когда семья полноценная есть оба родителя, и каждый понимает свою значимость в становлении и формировании своего ребенка, которые могут дать и помочь собственным примером воспитать, показать, научить, рассказать и направить. А если, что- то не могут и не получается то, есть специализированные школы, кружки, секции в которых работают педагоги. Они помогут и поддержат родителей в семейном воспитании- раскроют в ребенке талант, увидят способности и потенциал. Иногда, родителям бывает самим сложно разглядеть или они могут ошибочно развивать то, чего нет, в силу чрезмерной родительской любви к своему чаду. Однако существуют и имеют место быть неполноценные семьи по причине отсутствия одного родителя : распад семьи, потеря кормильца, отец или мать растят в одиночестве ребенка. Не исключение, а даже норма- старшее поколение: дедушка и бабушка занимающиеся воспитанием ребенка, в отсутствие родителей, уехавших в города миллионщики или зарубежные страны на заработки, и не принимающие участие в воспитании и становлении своего дитя. Приезжая в свободное время, к своему ребенку родители ведут себя как друзья, подружки задаривая подарками, и упорхнув обратно, ни сколько не поинтересовавшись, той жизнью, которой жил ребенок в их отсутствие тем самым закладывая у дитя озлобленность, ненависть и агрессивное поведение. Все эти факторы приведут в дальнейшем к такой неполноценности и безответственности в будущей жизни детей при создании своих собственных семей, у которых детство или отрочество прошло без родителей. Поэтому, в современном обществе обращение за поддержкой в семейном воспитании к педагогам, психологам, логопедам и дефектологам становится абсолютной нормой. Правильно построенное единение родителей и педагогов, поможет семье реализовать свой потенциал в полной мере. Семья выполняет свои воспитательные функции, если оба родителя единомышленники, и между ними не существует” раз драя”, если действуют согласованно с ДОУ в решении общих задач воспитательного характера, стремятся к совместному совершенствованию личности ребенка, учитывают и развивают способности и индивидуальные особенности детей. Все приобретает смысл в общей слаженности педагогического взаимодействия и родителей, в поддержке семейного воспитания- для создания условий нормальной жизни ребенка и его индивидуальности “Дом- ДОУ”. Ответственность самое сложное качество в 21 веке, если оно сформировано и передалось современным родителям от их родителей- отлично и замечательно, а если нет, то они не вправе требовать от детей того, что сами не умеют. Дети- губка, они видят, чувствуют ложь, фальшь, обещания не исполненные и многие факторы, которые подрывают у детей доверие и в дальнейшем, подрастая ребенок ищет на стороне, у других людей, в других компаниях то, что утратил в своих родителях- любовь, веру и правду. Чтобы “не потерять” своего ребенка искореняйте в себе свои обиды, негатив, боль, работайте над собой- со своими родителями, если живы; с психологами, благо сейчас есть такая возможность; не с соседями и подружками искать совет и помощь, а со специалистами находить выход из жизненной проблемы или ситуации. Психологи тоже бывают без опыта и руководствуются только теоретическими знаниями, далекими от жизни, даже в работе с детьми. И им, необходима помощь, более компетентного педагога с практическими знаниями, помогающими сформировать полную картину «исторического” события в вашей жизни, где произошел разрыв, надлом, выросла кривая линия. Только после выяснения всего происходящего происходит тихое или болезненное, медленное или быстрое излечение, возвращение в настоящую жизнь, которая вновь станет ровной, из прошлого в реальность, к своей семье- мужу или жене, к ребенку. Нам надо каждую секунду, минуту, час, день, неделя, месяц, год формировать себя, как ответственного родителя, не перекладывая и не возлагая свои трудности, на плечи другого человека- супруга или супруги, но ни в коем случае не задевая ребенка. Все скандалы, распри, упреки происходят в конфликтных семьях, где преобладает авторитет, доминанта или противоборство без уступок, но ни в коем случае на глазах ребенка, а в лучшем без его участия во всем этом. Чем больше родители будут решать свои дела сообща, тем гармоничнее будут семейные отношения и дети будут расти здоровыми и спокойными, без ЗПР и всех остальных диагнозов. Педагогам легче помочь и оказать поддержку в семейном воспитании такой семье, которой социально- педагогическая помощь будет как спасательный круг в укреплении семейных отношений и гармоничном развитии и воспитании ребенка. Идеальна семья, где друг друга любят и оберегают, та само совершенство. Семья для ребенка крепость, надежный тыл, где его любят, заботятся и оберегают надежные, верные и любящие родители. Дом, где спокойно, мирно и благополучно, радостно и уютно, место роста и жизни, где выслушают и поймут, где принимают ребенка таким, какой он есть и ждут всегда. Ответственный родитель- это прежде всего зрелый человек, способный нести ответственность за себя, за свои поступки. Будем своим детям авторитетом- примером для подражания, не ограждаться и не отталкивать, не откупаясь игрушками и сладостями, а даря им свою любовь, доброту, внимание, заботу. Ведь как мы, так и они, наши дети, могут поступить со своими родителями. Честность, уважение, общение, знание моральных и нравственных устоев укрепляет доверие и повышает уверенность к каждому члену семьи.
Содействие педагогов ДОУ в формировании ответственного родительства заключается в своевременном направлении, подсказке и ориентировании в жизни ребенка, где родители в первую очередь не оставляют без внимания, а интересуются, общаются, сопереживают, находятся в курсе роста своего ребенка, его проблем, интересов, ценностей, помощь в обучении в кружках дополнительного образования, знать о чем мечтает и помогать в реализации мечты, выражение собственного мнения, которое поможет в дальнейшем развитии у ребенка ответственности.
Педагог ДОУ являясь лакмусовой бумажкой и “микроэлементом” становится частью семейного воспитания, а родители воспитанника- участники полноправные образовательно- воспитательного процесса. Государственная политика и педагогическое просвещение родителей является одним из приоритетных направлений и необходимых элементов в поддержке семейного воспитания. Совместный союз родителей и педагогов поможет в семейном воспитании с учетом основных положений ФЗ” Об образовании в Российской Федерации”, а здоровый психологический микроклимат в семье, стиль общения и взаимоотношения между собой родителей и ребенка являются составляющими факторами в воспитании и развитии его полноценного личностного человека.
В современных условиях для воспитания гражданина России как личности и его духовно- нравственного развития имеет место быть у законных представителей ребенка для содействия формированию ответственного родительства- образование, повышение педагогической культуры и определенной грамотности.
Субочева Алевтина Владимировна
МБДОУ”Детский сад”Колосок”
г. о. -г. Тамбов, п. Строитель
воспитатель.