Лучший педагог года

Материал для беседы с учащимися «Иван Грозный: реформатор или тиран, что он сделал для России?»

Анжелика Зинченко
Материал для беседы с учащимися «Иван Грозный: реформатор или тиран, что он сделал для России?»
▼ Скачать + Заказать документы

Истории России может поведать и рассказать о многих знаменитых и ключевых историях своего народа, о его правителях и деспотах, о войнах и о традициях. Самые интересные истории пользуются популярностью у мыслителях, культовые личности попадают в книги рекордов. Каждый раз России переживала все новые и новые эпохи правления того или иного правителя, который был или глупцов или выводил державу на новый уровень. Одним из таких правителей был Иван Грозный. Существуют различные мнения о его правлении: он тиран или он сделал державу империей. В этом мы сегодня попытаемся разобраться.

Публикация «Материал для беседы с учащимися „Иван Грозный: реформатор или тиран, что он сделал для России?“» размещена в разделах

Во – первых, Иван Грозный – первый царь на Руси, до него правители именовались великими князьями. Иногда его обвиняют в этом: дескать, захотел возвыситься. Но следует помнить, что титул царя дал возможность Ивану и всей Руси занять совсем другое положение в европейских дипломатических отношениях. «Князь» в Европе понималось как «герцог», а вот титул царя приравнивался к императорскому. И государство Русь на международной арене выросло от княжества до империи.

Во – вторых, Иван Грозный получил свое прозвище не просто так. Его ужасные поступки до сих пор описываются в истории, как действия несносного характера. Например, В. О. Ключевский (русский историк XIX–XX в.) в своих размышлениях пишет так: «…Нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. <…> По природе или воспитанию он был лишен устойчивого нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем». И это именно так. Именно при данном правителе появился такой термин как «Государственный террор» и «опричнина».

В – третьих, великий историк С. М. Соловьев высказывается об Иване Грозном так : «Иван Грозный – это шаг вперед к победе государственных начал и замыслов». С ним нельзя не согласиться. Русский царь правил на троне 50 лет – больше чем все монархи на Руси. Он сделал очень много и хорошего для империи: по его приказу издали Судебник, в котором была прописана уголовная ответственность судей за неправильно вынесенный приговор; во всех школах было приказано организовать обучение грамоте и музыке; мучился идеей о полной централизации власти в уделах, но это не свершилось. Он создал и ввел в действия многие реформы, которые внесли для империи большой вклад. Например, военная реформа создала постоянное стрелецкое войско, которое в дальнейшем стало великим войском Московского государства.

Таким образом, я могу сказать только одно. По моему мнению, Иван Грозный был и великим реформатором и ужасным тираном. Его правление было переломным моментом в развитии Российской империи. Оно важно как по расширению территорий, так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизни страны. Много было совершено в этот полувековой период хорошего, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Карамзин Н. М. История Государства Российского. Книга Ш. Т. IХ. Гл. VП. М. : Книга, 1989, с. 258.

2) Валентин Костылев: Иван Грозный : Роман-трилогия. Кн. 1 Кн. 2 (Ч. 1). – Эксмо – 2015. – 688 с.

3) Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 6. – М., 2013. – 576 с.

4) Обзор научных мнений относительно Ивана Грозного как человека и правителя: Ч. 2. – М., 2011. – 345 с.

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми о крылатом выражении «Гоголем ходить». Материал подготовлен с использованием книги Т. А. ШорыгинойКонспект беседы с детьми о крылатом выражении «Гоголем ходить». Материал подготовлен с использованием книги Т. А. Шорыгиной Гоголь – это дикая утка. У нее нарядное красивое оперение. По берегу утка ходит важно, вперевалочку, выпятив вперед грудь и гордо откинув.

Консультация для родителей «Книга — колодец знаний, или Что почитать ребенку» Доклад. (Воспитатель:Сердюк О. Н) Тема: «Книга- это колодец знаний. Или что почитать ребенку». Литература- это одно из видов искусства, в.

Дополнительный материал по истории России для учащихся 9 классов. О Царской семье. 4 часть. Царская семья и Распутин О ЦАРСКОЙ СЕМЬЕ (4 часть. Царская семья и Распутин). Жизнь Царской семьи была окружена мифами, одним из которых был миф о влиянии Распутина.

Материал для размещения в патриотическом уголке «Города России» На протяжении многовековой истории нашей страны менялась структура языка. Многие названия, простые и понятные современникам городов, для.

Консультация для родителей «Безмолвный рассказ или что значит поза спящего ребенка» На спине. Эта поза говорит о душевном комфорте. Ребенок принимает окружающий мир во всем его многообразии и чувствует себя в полной безопасности,.

Консультация для родителей «Что такое занимательный математический материал» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» Консультация для родителей «Что такое занимательный.

Консультация для родителей «Зачем дети играют или что таит в себе детская игра» Консультация для родителей: Подготовила Педагог-психолог Егорова Н. В. Игра свойственна всем – и людям и животным. Уже начиная.

Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы»Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.

Информационный материал для проведения беседы с детьми подготовительной группы «Московский мемориальный музей космонавтики»Информационный материал для проведения беседы с детьми подготовительной группы «Московский мемориальный музей космонавтики» Вступление: Данная разработка тоже возникла благодаря нашей переписки с друзьями. Как то отправили мы в Петербург открытку с изображением.

Мои путешествия «г. Грозный, Чеченская республика»Мои путешествия «г. Грозный, Чеченская республика» В январе 2018 года мне и моей семье посчастливилось побывать и увидеть своим глазами Чечню. Хочу представить вам несколько интересных мест.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материал для беседы с учащимися «Иван Грозный: реформатор или тиран, что он сделал для России?»
Опубликовано: 19 июля 2018 в 19:30
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материал для беседы с учащимися «Иван Грозный: реформатор или тиран, что он сделал для России?»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Зинченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД