Наталья Спиридонова
Статья «Музыка в перинатальном воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка в перинатальном воспитании
Статья
Спиридонова Наталья Климовна, музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР-детский сад №11 «Сулусчаан» с. Намцы»
В октябре 2015г на XIII Съезде учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Образование и общество: интеграция во имя ребенка» была одобрена Образовательная инициатива Республики Саха (Якутия) – 2030 «Образование, открытое в Будущее». Целью, которого является – становление каждого гражданина республики в качестве субъекта собственной социально значимой деятельности, способного принимать решения в ситуациях выбора, готового взять на себя ответственность.
Публикация «Статья „Музыка в перинатальном воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Учитель года
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
«Образование, открытое в будущее» включает направление «Детский сад без границ», где говориться о реализации проекта «Раннее развитие детей», который предоставляет услуги психолого-педагогического сопровождения семейного образования и раннего развития детей с внутриутробного периода, что требует перехода от принципа «образование вне семьи» к принципу «семья собирается через образование».
Из бесед с родителями, я отмечаю, что многие будущие родители не предают значение раннему развитию ребенка во внутриутробном периоде. Но в то же время каждый родитель желает, чтобы их дети были развиты и здоровы. Как человек связанный с музыкой, хочу поделиться с будущими родителями практическими знаниями, советами по воспитанию малыша еще до его рождения.
В современной науке появился новый раздел педагогики под названием перинатальное воспитание. Такое воспитание осуществляется с момента зачатия плода до родов. Перинатальное воспитание имеет действенные и полезные результаты.
Самое первое чувство, на которое полагается дитя еще в период своего внутриутробного развития - это слух. С 16 недели ребенок в животе у мамы начинает слышать звуки. Все, что вас окружает, можете «показывать» своему малышу посредством стихов, песен, просто разговаривая с крошкой или слушая музыку. Поэтому логически нужно начинать прослушивание музыкальных композиций с целью развития ребенка еще в период беременности. Ребенок в утробе по-разному может воспринимать тихую или громкую, плавную или ритмичную мелодию. Самое лучше время для этого конец второго - начало третьего триместра.
Благодаря ультразвуковым исследованиям ученые могут проводить анализ частоты сердечных сокращений, характер движения рук, ног и головы малыша при прослушивании им музыки. Есть данные о том, что дети в последнем триместре беременности могут даже «танцевать» в такт понравившейся мелодии.
Прослушивание музыки во время беременности очень полезно как для мамы, так и для ее малыша. Беременная женщина, слушая любимые песни или просто музыку, успокаивается, приходит в гармонию с собой. В это время в ее организме вырабатывается гормон счастья – эндорфин. Этот гормон регулирует скорость обмена веществ в организме беременной и влияет на поставку необходимых для здорового развития малыша элементов, таких как кислород и питательные вещества.
Все дети разные, даже те, которые еще живут в животе у мамы. Поэтому одна и та же мелодия по-разному воздействует на развивающийся организм. Слушать нужно и можно ту музыку, которая нравится беременной. Главное, старайтесь не слушать музыку сильно громко, это может испугать и доставить дискомфорт вашему малышу.
Предлагаю следующие музыкальные композиции и произведения, которые будут полезны и просто приятны в период прекрасного ожидания прихода в этот мир новой жизни.
Классическая музыка :
Моцарт «Симфония № 40»
Брамс «Колыбельная» — для успокоения
Дебюсси «Свет луны» — для успокоения
Шуберт «Аве Мария» — для успокоения
Л. Бетховен Соната №14 (Лунная) — Адажио
Бетховен Соната №14 (Лунная) — Аллегретто
Бетховен Соната №14 (Лунная) — Престо агитато
Антонио Вивальди «Времена года»
Петр Чайковский «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»
Эдвард Григ «Утро»
Штраус «Альпийская сказка»
Вивальди «Времена года»
Глинка «Руслан и Людмила»
Гайдн «Симфония», «Кантата №2»
Шопен «Ноктюрн соль-минор»
Брамс «Венгерский танец №1»
Так же можете послушать просто приятные звуки живой природы или любую инструментальную музыку :
Волны океана, море
Певчие Птицы
Капли дождя
Шелест листьев
Звук дождя
Пение дельфинов
Звуки китов
Звуки леса
Вы можете выбирать любимые мелодии, которые с радостью будете слушать. Достаточно начать слушать любимые мелодии, и волнение уйдет, улучшится расположение духа будущей мамы и наладится контакт с малышом. Ведь та музыка, которая нравится вам, наверняка будет и нравиться вашему ребенку. А после появления на свет малыша полезно будет прослушивать любимую музыку не только в качестве воспоминания о таинственном периоде жизни — беременности: она будет способствовать гармоничному развитию умственных способностей уже родившегося вашего малыша через приобщение его к прекрасному.
Приятного прослушивания!
Музыка для всех
Статья
Спиридонова Наталья Климовна, музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР-детский сад №11 «Сулусчаан» с. Намцы»
В Республике Саха (Якутия) создаются условия для широкого распространения музыкального образования, охватывающего максимальное количество детей и подростков. В 2013 году Первый президент Республики Саха (Якутия, депутат Государственной Думы РФ Михаил Ефимович Николаев дал старт республиканскому проекту «Музыка для всех». Организаторами проекта являются министерство образования и министерство культуры и духовности республики.
Проект «Музыка для всех» является актуальным и своевременным в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, нацеленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала, активную проектную деятельность самого ребенка, что является ключевой идеей самого проекта. Проект признан инновационным в сфере российского музыкального образования.
Суть проекта заключается в следующем: мы не готовим композиторов или музыкантов, мы будем использовать музыку как образовательную технологию, нацеленную на развитие восприятия ребенка, его мозга, его способностей. Мы хотим, чтобы ребенок не только воспринимал посредством музыки прекрасное, но и легче воспринимал и физику, и химию, информатику и языки. Этот проект охватывает детей с 4-х лет, с дошкольного возраста до 11 класса включительно. Освоив азы музыкального искусства ребенок будет легко осваивать другие, технические и гуманитарные предметы, и станет в будущем хорошим специалистом.
Уже сегодня можно говорить о позитивных изменениях в музыкальном образовании детей в республике, о чем свидетельствует проведение I Форума учителей музыки и изобразительного искусства Республики Саха (Якутия). В форум были приглашены ведущие специалисты, опытные преподаватели по музыкальному образованию из Москвы, Кореи, США.
Первый слёт учителей музыкального и изобразительного искусства, призван изменить роль и значение художественного образования в Якутии, выработать конкретные механизмы реализации республиканских творческих проектов. Форум собрал большое количество педагогической элиты со всей республики в микрорайоне Октёмского технического лицея с. Чапаево Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия, где мне посчастливилось поучаствовать в составе делегации из Намского улуса, в качестве представителя музыкальных руководителей дошкольного образования.
13 августа 2017г. в день открытия, работа прошла в формате стратегических сессий по проектам «Музыка для всех» и «Рисуем все», на которых учителя музыки и изобразительного искусства дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования совместно с приглашенными экспертами в рабочем порядке рассмотрели текущую ситуацию по художественному и музыкальному образованиям. В ходе многочисленных обсуждений, выступлений участники сессии выявили проблемы, дали предложения по видению желаемого будущего, обсудили как реализовать достижение такого будущего, где каждый мог выразить свое мнение по развитию проектов «Музыка для всех» и «Рисуем все». В результате работы стратегических сессий были внесены управленческие механизмы совершенствования работы по реализации данных проектов.
14 августа 2017г. под руководством первого замминистра образования и науки РС (Я, председателя Оргкомитета форума Габышевой Феодосии Васильевны была проведена стратегическая сессия для заместителей глав муниципальных образований, начальников управлений образования и культуры, руководителей подведомственных организаций Министерства образования и науки Якутии и Министерства культуры и духовного развития Якутии. Стратегическая сессия началась с доклада директора Октемского научно-образовательного центра Юрия Ивановича Семенова о важности проектов «Музыка для всех» и «Рисуем все!». Он привел результаты исследования Гарвардского, Оксфордского и Шанхайского университетов, проведенного ими совместно на протяжении 27 лет в области изучения систем образования в более чем 78 странах мира. Исследование показало, что без искусства ни физика ни математика не дает того эффекта, который возможен при развитии нейронов мозга человека классической музыкой и изобразительным искусством до 3-х лет. Поэтому именно классическая музыка и изобразительное искусство выступают основным средством развития детей.
С очень интересным докладом выступил руководитель струнного ансамбля Arco ARTico Дедюкин Андрей Семенович. Андрей Семенович с точки зрения музыкальной теории с помощью наглядного изображения внутренних связей между семью нотами показал гармонию музыки, при усвоении которой дети имеют возможность систематического подсознательного комплексного понимания окружающего мира, перестают мыслить линейно. В качестве примера он привел игру Энштейна на скрипке. Кроме того, подчеркнул, важность проведения коллективного группового образования, в которых учащиеся «копируют друг друга, а проявляя творчество становятся личностями». Он выступил с предложениями о развитии музыкального образования через канал на Youtube, предоставлении помощи в создании оркестров в улусах, приобретении любых музыкальных инструментов «Ямаха».
Нашими учителями — модераторами по музыке явились : директор ГБУ г. Москва «Школа №324 «Жар-Птица» — Зотова Елена Борисовна, победитель конкурса «Учитель года России» Заруба Артур Викторович, хормейстер, педагог по вокалу Школы №324 «Жар-Птица», Заслуженный Учитель РФ — Богачёва Зинаида Витальевна, доктора педагогических наук ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Торопова Алла Викторовна и Осеннева Марина Степановна.
В ходе форума посетили мастер-класс Богачёвой Зинаиды Витальевны - московского хормейстера с многолетним стажем из «Школы№324 «Жар-Птица». Она представила тему «Вокальная работа в хоровом классе», где были продемонстрированы основные распевки хора с младшего по старшие классы. Вместе со своим учеником – вокалистом они преподнесли присутствующим вокализы и вокальные номера в убедительном исполнении.
Елена Борисовна Зотова (директор Школы №324 «Жар-Птица») в своих выступлениях исходила из единства законов развития природы, мышления, искусства, а также из того, что именно искусство зачастую опережает философию и науку в поисках новых форм освоения действительности. Теперь мы знаем, что выпускники её школы это не только будущие певцы, актёры, музыканты, но и химики, учителя и дипломаты с высокой культурой.
О своей профессиональной мотивации педагога-музыканта поделился победитель конкурса «Учитель года России», кандидат педагогических наук, композитор Заруба Артур Викторович. На мастер-классе «Математика … Музыка….»- о глубинной связи музыки и математики», об анализе математического золотого сечения с ритмом музыки или организацией длительности нот. Заруба подытожил, что каждый его урок музыки – это общение учителя с учащимися в русле идей педагогики сотрудничества. Он говорит, что при изучении математики, например, зная только составляющие математические выражения, ученик может понять смысл целого строения ритмических задач. А через музыку, напротив, воспринимая художественные образы выявить математические формулы.
В рамках Форума учителей музыки и изобразительного искусства был издан сборник статей и материалов из опыта работы педагогов-музыкантов республики, где вопросы педагогики и искусства пронизаны поиском новых нестандартных методов и приёмов, на обновление системы образования и культуры. Я рада поделиться тем, что в данный сборник вошла моя работа – «Технологическая карта открытого занятия «Прогулка по зоопарку»», представленная в Республиканском профессиональном конкурсе педагогов «Воспитатель Года Республики Саха (Якутия)- 2017».
Сегодня, когда дан старт проектам «Музыка для всех» и «Рисуем все» для нас педагогов даётся весь спектр духовного воспитания. Ни для кого не секрет, что, сегодня, в современном мире, где царствует «Экономика знаний» роль музыкального и художественного образования в школе — превращается в фундаментальную. Недаром, три ведущие азиатские государства: Япония, Корея, Китай, осознав эту формулу, выработали свою национальную стратегию, где конкурентоспособность в XXI веке определяется культурной индустрией, которая начинается с детского сада. И теперь такое право предоставлено нам, якутским педагогам, учителям музыки и изобразительного искусства. Шаг за шагом, преображая детей через музыкальное образование, воспитывать в них открытость к современным инновациям, рассматривающих свою будущую жизнь с художественно-эстетической, социально-экономической, нравственно-этическо стороны.
Органичная работа двух ведомств Якутии — Министерства образования и науки РС (Я) и Министерства культуры и духовного развития РС (Я) — продемонстрировала слаженную работу и дала трамплин к подготовке к 100-летнему юбилею нашей республики и признание на государственном уровне о роли и значении музыкального и художественного образования в качестве существенной роли в части национальной культуры и одного из приоритетных направлений её развития.
Потому, эти два проекта, после Форума, официально, стали народными проектами, а каждый делегат превратился «послом» проекта и теперь должен будет продвигать и развивать их в своём родном улусе.
Образование в данном направлении ведется, начиная с детского сада, в школах и учреждениях дополнительного образования. Все общеобразовательные учреждения Республики Саха (Якутия, основываясь на базе накопленного богатого опыта, включились в реализацию проекта «Музыка для всех», ведут разноплановую работу с детьми.
В нашем детском саду «Сулусчаан» №11 с. Намцы, Намского улуса так же ведется плодотворная работа по реализации проекта «Музыка для всех». Как говорил Л. С. Выготский: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего гармоничного развития личности ребёнка, поэтому в учебно–воспитательной работе нашего дошкольного учреждения, обеспечивается необходимая подготовка детей к обучению, осуществляется преемственность по всем направлениям, в том числе по музыкальному развитию.
Наша цель – формирование системы непрерывного музыкального образования и обеспечения преемственности между детским садом и школой. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: создание необходимых условий для базового музыкального образования детей; способствование развитию у детей эстетического отношения к музыке, к искусству в целом и через него ко всему окружающему.
Система непрерывного музыкального образования реализовывается созданием дополнительных занятий:
- по классу фортепиано,
- вокально-хоровое пение,
-музицированию, в частности обучение детей к игре на национальных музыкальных инструментах : купсуур, дьа5а, хомус,
- хореография.
В дальнейшем планируем обучение детей на блок-флейте.
Музыкальный ребенок начинает раньше и лучше читать, легче воспринимает точные науки, быстро осваивает языки. Проект «Музыка для всех» способствует воспитанию всесторонне развитой личности через занятия музыкой.
Благодаря совместным усилиям учителей, педагогов, родителей и попечителей каждый учащийся республики может стать творцом своей личности и получить музыкальное образование через проект «Музыка для всех».
В заключение хочется отметить, что проект «Музыка для всех» востребован среди населения республики, так как совершенствование общего музыкального образования, целью которого является воспитание культурного слушателя, остается важной задачей современной системы образования.
Экологическое воспитание в детском саду
Статья
Спиридонова Наталья Климовна, музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР-детский сад №11 «Сулусчаан» с. Намцы»
Указом Президента Российской Федерации Владимиром Путиным 2017 год, объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий, с целью привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Российская Федерация по меркам загрязнённости стоит, практически, на первом месте. Кроме того, специалисты отмечают ухудшение состояния почвы, атмосферы и загрязнения водоёмов.
На территории Республики Саха (Якутия, реализуются крупные государственные федеральные программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».
Промышленное освоение территории Якутии становится всё более интенсивным, в республику приходят новые инвесторы, реализуется крупные проекты. Между тем, существующие нормы не учитывают особенности нашей природы в полном объёме.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации, в декабре 2016 года в ходе проведения XXVI (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн, парламент республики утвердил Экологическую доктрину Республики Саха (Якутия, которая представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение экологической безопасности с учётом природно-климатических особенностей Республики Саха (Якутия).
Основные направления деятельности мероприятий «Года экологии» проводятся в следующих главных областях:
-Совершенствование управления отходами
-Особо охраняемые природные территории (Создание национального парка «Ленские столбы»)
-Охрана лесных ресурсов и лесовосстановление
-Охрана животного мира (меры от браконьерства, защита исчезающих видов, внесение в красные книги)
-Охрана водных ресурсов
Участие и воспитание по охране экологии призвана стимулировать готовность каждого человека вносить личный вклад в охрану окружающей среды, формировать чувство личной ответственности за ее состояние всех слоев общества.
В рамках Всероссийской молодежной экологической акции «Чистое село», каждый год в нашем улусе проводится акция «Чистый четверг». Наш детский сад не остается в стороне, помимо уборки и озеленения территории детского сада, курируем и поддерживаем чистоту территории вокруг стелы «Нам».
С целью привлечения внимания детей дошкольного возраста к красоте природы и бережному отношению к окружающей среде родного края, в нашем улусе организовываются различные мероприятия: Намской улусной библиотекой совместно с Управлением образования проведены конкурсы «Палитра природы» для юных художников и «ЭКО СКАЗКА» литературного творчества. Очень интересны конкурсы организованные совместно с Управлением Образования и Намским педагогическим колледжом «Наши маленькие друзья и их уютный дом».
Наш детский сад «Сулусчаан» совместно с управлением образования с годом экологии ежегодно проводит улусный конкурс «СулусСкилс» по легоконструированию и робототехнике на тему экологии и литературный конкурс чтецов.
Наши педагоги стараются развить интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях родного края, о природном разнообразии страны, формировать бережное отношение к природе, охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать и ставят следующие задачи:
-формировать у детей элементарные экологические представления
-формировать у детей знания об окружающей среде родного улуса.
-Формировать представления о географо-климатических условиях.
-Расширять представления о природных богатствах улуса: растительном и животном мире: полезных ископаемых
-Дать понятие о заповедниках («Тубэ», «Урун куол») о Красной книге Якутии
-Дать представление о реке Лене – как о великой кормилице народа Саха.
Стали традиционными организация выставок и оформление стендов на темы: «Природа нашего края», «Природа и экология», «2017 год- Год охраны заповедных территорий», «Охрана леса», «Охрана животного мира», «Чистая вода».
В старшей группе «Мичээр» («Улыбка») прошел день охотников «Байанай», где гостем был дедушка воспитанницы детского сада Ильин Виктор Иванович, рассказал об охране природы и показал охотничьи утвари. Дал представление об озерах, которая богата рыбами - живым серебром земли Намской. Познакомил детей с традициями, культурой, обычаями народов, населяющих улус.
Игровые площадки нашего детского сада, оформлены с познавательным и обучающим смыслом, каждая игровая площадки оформлена по сезону времени года, где дети с удовольствием заполняют кормушки семечками, отмечают прилет и отлет птиц, следят за появлением насекомых, следят за чистотой участка, следят за ростом трав, цветов, кустов и деревьев. Ежедневно выпускники вместе с родителями высаживают деревья на «Аллее выпускников».
Для повышения уровня экологической культуры родителей ведется плановая работа. Наиболее интересно проходят:
-конференция отцов «Обычаи предков в воспитании детей»
-выставка овощных культур
-выпуск стенгазет
-поделки кормушек для птиц
-проекты, экологическая игра «Я иду по лесу», «Пернатые друзья»
-мини – конференция, презентация, доклады о птицах, стихи о птицах, поделка «Птичьи домики»
-Игра «Что? Где? Когда?» по экологии
Воспитание детей по охране экологии, должно стать одним из приоритетов и государственной политики, и общества. "Нужно формировать такое сознание, чтобы каждый из нас ощущал свою личную ответственность за то, какую землю, воздух, воду мы оставим нашим детям, внукам, будущему поколению.