ольга голикова
Статья «Конфликтные ситуации в саду». Голикова. О. А.
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста мыслят своеобразно. Они живут своими чувствами, эмоциями и желаниями и пока не в состоянии сознательно управлять своим поведением. «Для ребенка не существует невозможного потому, что он не знает, что возможно, а что нет» (К. Д. Ушинский)
Поэтому, оказавшись в конфликтной ситуации, дети не раздумывают, а действуют по инерции, в соответствии со своим темпераментом: кто-то уступает и молча отходит, кто-то плачет и бежит к маме, а кто-то дерется, толкается или кусается.
Публикация «Статья „Конфликтные ситуации в саду“, Голикова, О, А,» размещена в разделах
Задача воспитателя – помочь ребенку научиться разрешать затруднительные ситуации так, чтобы он мог отстаивать свою правоту и в тоже время не ущемлять интересы других детей. Т. е. научить его общаться: как вместе играть, как разрешать спор, как договариваться друг с другом, как играть по очереди, как меняться игрушками, как просить или предлагать что-то и т. д.
Внимание детей необходимо направлять на освоение основных правил нравственного поведения, на основе которого ребенок постепенно научится оценивать свои поступки. Следует помнить, что накапливание нравственных понятий происходит правильно лишь тогда, когда во внимание принимаются возрастные особенности детей. Причем ребенку бессмысленно навязывать готовые формулы поведения. Задача воспитателя - организовать его поведение в соответствии с моральными нормами. Разъяснение, напоминание, показ - это основные приемы, которые отвечают решению этой задачи. Дети младшего дошкольного возраста только еще начинают осваивать основные правила поведения, и им чаще нужно напоминать, как себя надо вести: «Поздоровайся», «Дай поиграть своей игрушкой», «Не отнимай, а попроси» и т. д.
До сознания ребенка необходимо довести, что надо слушаться, «вести себя хорошо», «не ссорится» не только потому, что это нужно ему самому, но и потому, что это связано с интересами окружающих, потому что даже старшие дошкольники не всегда способны связать свои поступки с последствиями.
Эффективным является прием параллелизма, который предоставляет ребенку возможность делать вместе или рядом то же самое таким же образом, как это делают другие дети или взрослые. В связи с этим предложение взрослого «делай, как я» или «делай, как твой друг» становится конкретным наглядным способом обучения избежания конфликтных ситуаций.
При разрешении конфликтных ситуаций можно использовать косвенные приемы. Так, старшим дошкольникам, иногда достаточно лишь наметить линию поведения. «Ты большой, и, наверное не стоит напоминать тебе, как нужно себя вести». «Ты большой» - это один из стимулов морального роста ребенка. Такой прием рассчитан на естественное стремление дошкольника быть похожим на взрослых, на пробуждение в нем чувства собственного достоинства. Конечно, это не значит, что ребенок всегда и во всем будет действовать так, как предполагают взрослые, однако зная ребенка и его особенности можно предвидеть его реакцию.
Одним из действенных средств при разрешении конфликтных ситуаций является игра. Ребенок не всегда способен вникнуть в суть объяснений, зато все, что связано с игрой, для него близко и понятно и выполняется им без особого напряжения. Игоровы приемы – это самые мягкие способы, создающие у детей желание слушаться. Их можно сравнить с волшебной палочкой, которая в руках опытного педагога дает возможность руководить поведением детей. Например, Саша выстроил ряд кубиков, которые изображают ряд солдат, он громко отдает им приказания. «Саша, складывай игрушки, все ребята уже готовы и ждут тебя, чтобы выйти на прогулку». Ребенок упрямый, своевольный и отказывается выполнять просьбу. Назревает конфликт. Можно выйти из ситуации следующим образом – «Товарищ капитан, слушайте мою команду! Я, майор, ваш начальник. Приказываю немедленно собираться на прогулку». Разве можно ослушаться, если старший по чину отдает приказ. Конечно, развитие ситуации может быть разное, но тем не менее при использовании игрового приема, результат может быть более благоприятный, чем если бы ребенка просто заставить убрать игрушки. Игровые приемы создает видимость добровольного подчинения, исключает какое либо принуждение. В этом их особая ценность, нужно только, чтобы образы, с помощью которых взрослый воздействует на ребенка, были интересны, близки и понятны ему.
Также при разрешении конфликтный ситуаций огромную помощь может оказать детская художественная литература, народные потешки, пословицы и поговорки. Меткие сравнения, близкие детям художественные образы, добрая ирония, понятное видение последствий от совершенных поступков хорошо доходят до их сознания. Никому не хочется, например, быть похожими на Неумейку или неряху Федору. Дети легко запоминают понравившиеся четверостишья, пословицы, нередко используют их в соответствующей ситуации. Например: «когда я ем, я глух и нем», «сделал дело – гуляй смело». Произнеся их, они как бы утверждаются в правильности собственного поведения. Дошкольник неравнодушен к оценке его поступков окружающими.
Детский коллектив – это своего рода школа жизни, где ребенок имеет возможность упражняться в умении устанавливать контакт с товарищами. В общении со сверстниками он поставлен перед необходимостью применять на практике то, чему учат его педагог, взрослые. Он то и дело сталкивается с необходимостью «примерять» усваиваемые им способы поведения, приспосабливая их к разнообразным, складывающимся конкретным ситуациям. То, что скажут друзья, подчас даже более весомо, чем слова педагога.
В распоряжении взрослого при разрешении конфликтных ситуаций – целый арсенал методов, но прежде всего мы, взрослые, должны помнить, что ребенок – это личность, а каждая личность индивидуальна.