юлия желуднякова
Кинезиология как эффективная и доступная технология развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«КИНЕЗИОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ И ДОСТУПНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие современного общества носит динамический характер, большое значение при этом имеет развитие интеллектуальных способностей и формирования соответствующих умений у детей. Но зачастую отсутствие физической нагрузки (обилие компьютеров, айпадов, различных гаджетов) тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием. Одна из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Наша цель -создать условия для интеллектуального,творческого, эмоционального, физического развития ребёнка и осуществить его подготовку к школе. Особенно актуально звучит задача по социализации ребёнка, развитие у него потребности в творчестве, формировании любознательности, мотивации достижения успеха. Ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В свете ориентиров ФГОС ДО и вышеописанных проблем, актуальность использования кинезиологии обусловлено тем, что, развивая межполушарное взаимодействие, мы создаём основу интеллектуального развития ребёнка. Кинезиология относятся к здоровьесберегающим технологиям.
В Россию кинезиология пришла в 1991 году благодаря американскому педагогу Керол Хонц. Слово "кинезиология" происходит от греческого слова "кинезис", обозначающего движение, и "логос"- наука, то есть "наука о движениях" ,то есть о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Основная идея - это активизация деятельности двух полушарий головного мозга. Правое полушарие головного мозга- гуманитарное, образное, творческое- отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга- математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое- отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой. С помощью определённых движений и развивается межполушарное взаимодействие.
Вся работа строится на связи трех элементов: мозга,тела и эмоций. Применение данной методики развивает тело, позволяет улучшить память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность произвольному контролю.
Упражнения и игры универсальны для детей и взрослых. Их можно делать в различных сочетаниях. Они не требуют специальной физической подготовки, а ещё они очень нравятся детям, так как воспринимаются как увлекательная, весёлая игра- самая важная деятельность ребёнка. А самое главное, эти упражнения доступны в рамках образовательного процесса.
Начинать работать в данной технологии с детьми следует с кинезиологических упражнений:
- телесные упражнения - при их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются мышечные зажимы.
- растяжки- они нормализуют тонус мышц, гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
- глазодвигательные упражнения- позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
- упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
- упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
- массаж (самомассаж)- воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин.
Выполнение упражнений позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей деятельности его мозга, развить мелкую моторику и психические процессы. Оценка психомоторного развития проводится по шкале Н. И. Озерецкого для детей 4-6 лет.
Для достижения положительных результатов необходимы: регулярность выполнения-каждый день; точность выполнения -здесь важен правильный показ упражнения педагогом; положительная, комфортная среда-хорошее настроение и контакт.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека- от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Специальные кинезиологические приёмы и упражнения обладают оздоравливающим и антистрессовым эффектом, улучшают мыслительную деятельность ребёнка помогают выдерживать нагрузки, проявлять волевые качества. При всей своей простоте методы кинезиологии дают удивительно позитивные, уверенные результаты в развитии детей.
Литература
1. И. Крупенчук, «Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи", Литера, 2023