Ирина Черникова
Эссе «К вершинам профессионального успеха»
▼ Скачать + Заказать документы
И. В Черникова
воспитатель МБДОУ №57
К ВЕРШИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА
Профессиональная деятельность - большая и важная сторона жизни человека и без творческого отношения к ней трудно ощутить полноту жизни. Творчество, в том числе профессиональное творчество, несёт в себе радость.
Развитие профессионально-творческого мышления – основа творческого отношения к труду.
Темочки:
Творческий труд и скука несовместимы. Мыслить и работать творчески – гораздо приятнее и интереснее, чем относиться к работе как чему-то рутинному и обыденному. Сегодня термин «творческая деятельность» прочно вошёл в профессиональную сферу и трансформировался там в термин «профессионально-творческая деятельность». В основе любой деятельности лежит мышление. Творческое мышление, с одной стороны, является основным компонентом творческой деятельности, а, с другой, формируется и развивается в процессе этой деятельности. Мы не просто думаем, а думаем о чём-то. Поэтому и о творческом мышлении можно говорить лишь применительно к какой-либо деятельности, в частности, профессиональной.
В обыденной жизни термин «творчество» мы употребляем в основном применительно к искусству. Однако это понятие имеет более широкое значение. Творческой называют любую деятельность, которая осуществляется нестандартно и характеризуется новизной и преобразованием, выходом за рамки известного и эмоциональной окрашенностью.
Творчество – это результат и процесс активной деятельности человека, в ходе которого не только возникает нечто новое, оригинальное, но и сам человек развивается, обогащается смысл его жизни.
Творческое мышление характеризуется проблемностью, самостоятельностью, оригинальностью и, в конечном итоге, обеспечивает новое знание.
Творческое профессиональное мышление выражается в умении осуществлять профессиональную деятельность в конкретных, зачастую необычных условиях, используя при этом как известные методы и технологии, так и внося собственные идеи, своё видение проблемы, оригинальные способы решения поставленных задач.
Почему так важно развивать профессионально-творческое мышление? К ответу на этот вопрос можно подойти с разных сторон.
В процессе профессионального обучения будущих специалистов в определённой мере готовят к реальной деятельности посредством производственной практики. Однако это не даёт возможности охватить всё многообразие профессиональных проблем. Поэтому нужно быть готовым к столкновению с массой незнакомых ситуаций, к разрешению самых неожиданных вопросов. Формированию такой готовности и способствует профессионально-творческое мышление, поскольку оно помогает эффективно действовать в неожиданных профессиональных ситуациях, адаптироваться к деятельности в изменившихся условиях, позволяет вырваться за рамки обыденного, абстрагироваться и взглянуть на проблему под другим углом.
Жизнь изменчива и непредсказуема. Бесспорно, у будущих специалистов необходимо формировать направленность на профессиональную деятельность, но ведь мы не всегда можем предугадать, в какую сторону повернётся наша жизнь, чем нам в жизни придётся заниматься. Вполне возможно, что придётся переквалифицироваться, осваивать новое профессиональное пространство. Облегчить этот процесс в состоянии творческое мышление, сформированный в ходе его развития интерес и способность к познавательной деятельности, творческий подход к решению любых задач.
Получение профессионального образования – это ещё не конечная цель, необходимо найти работу по специальности, что в нынешних социально-экономических условиях стало достаточно проблематичным. Специалистов сегодня готовится гораздо больше, чем может потребить рынок труда, в связи с чем особо злободневным становится вопрос об их конкурентоспособности.
Конкурентоспособность специалистов на рынке труда зависит от многих факторов и, в первую очередь, от качества их профессиональной подготовки. Рыночная экономика требует от специалистов высокой квалификации, подразумевающей необходимый уровень общих и профессиональных знаний, способность творчески подходить к выполнению своих функций, принимать неординарные решения, а также самому осуществлять выработку новых конструктивных идей. В процессе трудовой деятельности представители любых специальностей сталкиваются с массой своеобразных проблем и решают множество различных задач; при этом творческий подход к выполнению профессиональных обязанностей является основной характеристикой профессионализма. Таким образом, развитое профессионально-творческое мышление значительно повышает ценность специалиста.
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к качеству подготовки специалистов во всех сферах деятельности. Выпускник вуза должен не только иметь глубокие теоретико-методологические знания и умения, обладать высокой степенью сформированности профессионально значимых личностных качеств, но и проявлять гибкость, мобильность, коммуникабельность, умение быстро адаптироваться в условиях труда, то есть проявлять свои творческие способности.
В Большом энциклопедическом словаре «творчество» определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью.
Творческая деятельность – деятельность, в которой творчество воспринимается как доминирующий компонент, входит в структуру либо её цели, либо способов взаимодействия.
Творчески работающий педагог-новатор, стремящийся постоянно к совершенствованию старых и разработке новых, прогрессивных форм, методов и приёмов работы, человек, умеющий увидеть новую проблему даже в обычном задании.
Значение профессионально-творческого мышления для эффективности трудовой деятельности чрезвычайно велико.
О творчестве особенно настойчиво учёные заговорили в последние десятилетия в контексте гуманизации образования и общественной жизни в целом.
Основной тенденцией этого процесса является ориентация на развитие личности. Процесс гуманизации подразумевает формирование культуры мышления, творческих способностей, готовности к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, стремления к самореализации.
Реализация человека, в том числе профессиональная, возможна только в творческой деятельности.