Наталья Сёмина
Искусство мажореток в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«ИСКУССТВО МАЖОРЕТОК В ДЕТСКОМ САДУ».
Сёмина Наталья Николаевна, музыкальный руководитель
ГБОУ СОШ №4 п. г. т. Безенчук, сп д/с «Ручеёк»
Наблюдая за переменами, происходящими в жизни общества, можно прийти к определенному заключению: неуклонно и позитивно меняется отношение человека к самому себе и своему творческому потенциалу, что ведет к естественному желанию как-то себя проявить. Сегодня эта потребность в самореализации выражается и во внешнем облике людей, и в их манерах, и стремлении вызывать со стороны окружающих позитивное к себе отношение. В обществе возрастает потребность в творческих личностях, способных самостоятельно принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Наибольший интерес в этом плане представляют дошкольники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности. Воспитание детей средствами музыкально-ритмической деятельности обусловлено синтезирующим характером, который объединяет в себе музыку, ритмику, театр и пластику движений.
Гармоничное соединение движения и музыки, формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Занятия ритмикой развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, походку, силу, ловкость, координацию движений, обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Поиск новых нетрадиционных форм работы с детьми привел меня к организации группы мажореток в детском саду. Была создана дополнительная общеразвивающая программа «Восторг» для детей 5-7 лет.
Цель программы:
создание условий для реализации творческих способностей детей, для их социальной адаптации.
Задачи:
Образовательные:
- освоение техники движения и владения предметами («baton»)
- обучение элементам классического танца;
- постижение основ актерского мастерства;
- знакомство с историей возникновения и развития искусства мажореток;
Развивающие:
- формирование мотивации достижений результата.
- развитие физических возможностей детей, умения согласовывать движения тела с музыкой;
- развитие и совершенствование музыкальных способностей, пластики тела, сценической выразительности;
- формирование интереса воспитанников к самостоятельной работе;
- развитие коммуникативных и организаторских способностей;
- развитие творческого мышления, воображения, восприятия.
Воспитательные:
- развитие художественно-эстетического вкуса, творческого отношения к себе и окружающему миру;
- формирование и укрепление таких качеств личности, как терпение, трудолюбие, выносливость, ответственность;
- воспитание культуры поведения и общения;
Слово «мажор» известно с давних пор и означает бодрый, радостный настрой (само течение пришло из Европы, а вот термин «мажоретки» прижился в русском языке сравнительно недавно.
Мажоретки произошли от тамбур-мажоров, начальников военных оркестров. Тамбур по-французски - барабан, мажор - старший. Первые тамбур-мажоры появились во Франции, поэтому название имеет французский акцент. Жезлы тамбур-мажоров поначалу выполняли роль дирижерских палочек, но в начале ХХ века появились первые тамбур-мажорки, мажоретки они ловко и виртуозно жонглировали палками, это и стало их основным занятием.
Этот жанр искусства требует для своего воплощения не только наличия определенных способностей, но и конкретных знаний и практических навыков: умения двигаться в любом интерьере, в том числе в условиях городских улиц. В арсенале мажореток могут быть различные предметы, которыми они должны пользоваться в процессе выступления: барабаны, флаги, помпоны, батоны.
Сегодня мажоретки это самостоятельный танцевальный жанр, который синтезирует и объединяет в себе музыку, ритмику, пластику и театр.
Этот необычный жанр, интегрирует в единое целое сразу несколько направлений искусства мажореток, таких как:
- парадные мажоретки– так называют девушек-барабанщиц, слаженно дефилирующих под отбивающий ритм тамбурмажор. В стилизованных гусарских костюмах и белых сапожках они создают обворожительный антураж, когда звучат бравурные марши.
-искусство дефиле - это имидж, вкус, хороший тон, который поможет каждой современной девочке, не только правильно и красиво ходить, но и в умении преподносить себя в обществе.
- чир-dance шоу - (танцы с помпонами) – направление, в котором объединены хореография, аэробика и гимнастика. Это настоящее шоу, сочетающее в себе пластику и отточенность движений, синхронность и выразительность. Благодаря зрелищности и эмоциональности это направление становится все более популярным. Особый эффект вы-ступлениям придают яркие костюмы и сверкающие помпоны.
-церемониальная культура, или торжественный церемониал - является важной составной частью различных мероприятий (открытия-закрытия, встреча гостей-участников соревнований, церемонии награждения и пр
-твирлинг–это новое направление в обучении мажореток.
Твирлинг (от слова «twirler» - вращать) – мастерство мажореток, работающих со специальными палочками («baton»). Это настоящее шоу, сочетающее в себе пластику и отточенность движений, синхронность и выразительность.
Благодаря зрелищности и эмоциональности это направление становится все более популярным.
Дополнительная общеразвивающая программа предполагает поэтапное изучение нового хореографического направления. На первом этапе закладывается основная теоритическая база - знакомство с новым направлением, историей создания, постановкой корпуса, рук, шеи головы, изучением основного шага. Большую часть времени занимает ознакомление и изучение отдельной категории - твирлинг (от слова «twirler» - вращать) - эта работа с предметом, а точнее работа с палочкой («baton»). На втором этапе осуществляется работа в рамках концертно-сценических мероприятий. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). У детей воспитываются важнейшие психофизические качества в сочетании с моральными и волевыми качествами личности - сила, выносливость, ловкость, координация, выразительность, смелость, настойчивость, творческая инициатива. Целенаправленные комплексы упражнений активно воздействуют на сердечно-сосудистый, нервно-мышечный и костно-связочный аппарат, воспитываются представления о гармонии линий тела и такие качества, как музыкальность движений, «чувство позы».
Занятия мобилизуют у воспитанников не только физические качества, но и артистичность, развивают актёрское мастерство.
Итогом работы являются выступление детей в детском саду, на праздниках, развлечениях, различных площадках нашего района, фестивалях, где дети с большим удовольствием показывают свое мастерство, делятся своими творческими, успехами с публикой. Публичные выступления играют большую роль в психологическом становлении личности – умение сосредоточиться, сконцентрироваться, преодолеть страх перед большой аудиторией, развитие уверенности в себе.
Группа мажореток «Восторг» является визитной карточкой детского сада. Данное направление способствует общекультурному развитию детей, удовлетворению естественной потребности в общении, движении, всестороннему раскрытию и реализации природного творческого потенциала личности.
Список литературы:
1. Апраксина О. А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. –М. : Просвещение. 1987г.
2. Богомолова Л. Танец: ритм и пластика. – М., 2003.
3. Беликова А. Н., Пуртова Т. В. ,Кветная О. В. -Учите детей танцевать.
–М., 2003г.
4. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. М. ; «Просвещение», 1983г.
5. Буренина А. И., Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей, Санкт-Петербург, 2000г.
6. Ветлугина Эстетическое воспитание в детском саду – М. : «Просвещение»,2006г
7. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» - Санкт-Петербург, изда-тельство «Лань», 2002г.
8. Вербицкая А. В. Основы сценического движения. – М., 1995г.
9. Зайцева Л. И., Речевые ритмические и релаксационные игры для дошкольников (практико-методическое пособие, Санкт- Петербург, Детство-пресс, 2013г.
10. Кутузова Е, Коваленко С, Шарифуллина И, Ку-ко-ша (танцевально-игровое пособие для музыкальных руководителей, Санкт-Петербург, 2009г.
11. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., «Просвещение», 1990г.
12. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 2007г.
13. Полятков С. С. Основы современного танца/ С. С. Полятков. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
14. Роздрабудов А. Школа игры на ударных инструментах: Учебное пособие. – М. : Издательство ИД Катанского, 2010г.
15. https://www.fbtm-rus.com/onlyne-school - сайт онлайн школа фбтм.