Дементьева Ольга Ивановна
Игрушки-забавы как основа детской игры
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки - забавы способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.
Публикация «Игрушки-забавы как основа детской игры» размещена в разделах
Цель работы: расширить представление о богатстве мира игрушек – забав; показать, как игрушки влияют на развитие детей разных возрастных групп; способствовать развитию эмоциональной сферы двигательной активности, расширить познавательные способности детей.
Задачи игрушек - забав : Заинтересовать и увлечь детей красотой и необычностью игрушки-забавы. Пробудить интерес к игрушкам родителей, бабушек и дедушек. Расширить знания об истории русской игрушки. Воспитывать в детях через родное и близкое доброту отзывчивость, любовь к традициям, бережное отношение к игрушкам.
Виды игрушек - забав : «дергунчики»; мячи на резинках; крутящиеся на турниках гимнасты; подпрыгивающие птички, лягушки, бодающиеся козлики и т. п. ; широко известны народные игрушки-забавы из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект (клюющие птички, карусели, двигающиеся деревянные игрушки; к игрушкам-забавам относят также наборы фокусов и игрушки-сюрпризы.
Их значение: «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей; вызывают у детей любопытство, радость положительные эмоции; поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность; побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний. особенно нужны в разновозрастных детских коллективах, где старшие дети могут порадовать младших весёлой совместной игрой с забавной игрушкой; позволяют воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь детей от нежелательного поведения, сформировать желание участвовать в совместной игре.
Основные требования к изготовлению игрушек-забав
1) создание широкого ассортимента для каждой возрастной группы детей;
2) игрушка-забава должна быть прочной.
Влияние игрушек – забав на детей до года: Предметные действия ребенка связаны с его психофизическим развитием. Как только ребенок начинает сидеть, он любит манипулировать с игрушкой, пробует в подражание взрослому постучать молоточком по забавному яблочку, по колышкам. Детям от пяти до девяти месяцев показывают игрушки, которые стимулируют ползание, в том числе крупные яркие неваляшки. И это одни из первых игрушек, которые мы относим непосредственно к разряду игрушек-забав. С куклой-неваляшкой ребенок с удовольствием играет уже в самом раннем возрасте. Малыш с радостью рассматривает неваляшку, качает ее, толкает, наблюдает за движениями и прислушивается к звукам во время игры. Стоит ему уронить эту игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение.
Неваляшка считается традиционной игрушкой для детей. Она совмещает погремушку и стабилизирующее устройство, привлекает яркостью цвета, формой, удобной и безопасной для малыша. По образному решению неваляшки — это, прежде всего куклы, медведи, собачки, птички как привычного для многих поколений, так и необычного дизайна. Есть также неваляшки-конструкторы с деталями различной степени твердости и разных размеров.
Влияние игрушки – забавы на детей от 1 года до 2-х лет.
После первого года жизни ребенку показывают также игрушки-дергунчики, волчки среднего или крупного размера со звучащим эффектом, игрушки-пищалки (при дотрагивании до него, раздается звук, мелодия). Для забавы и развития есть развивающие игры для детей от 1 года до двух лет, придуманы книжки-игрушки (со звучащим устройством, для игр в воде и др.). Книжки-игрушки со звучащим устройством делают из ткани, из плотного картона.
Влияние игрушки – забавы на детей 2-3-х лет.
Игрушки-забавы для детей до 3-х лет предназначены для игр со взрослым, под наблюдением взрослого. Но маленький волчок уже по силам запустить малышу полутора лет. Игрушка хорошо развивает мелкую моторику. Тонкая удобная ручка, небольшой вес, и ребенок с удовольствием учится правильно рассчитывать силу, точность движения пальцев рук и кисти. Забавно звучащая игрушка — металлическая шарманка с сюрпризом. Шарманка издает приятный мелодичный звук. Игра с шарманкой способствует эстетическому развитию ребенка, улучшает эмоциональный фон. Сначала знакомят ребенка с обитателем шарманки, музицируют, а затем можно устроить сюрпризный момент.
Влияние игрушки – забавы на детей 3-4 лет.
Для детей 3—4 лет особенно интересны фигурки зверей и птиц с заводным механизмом. Заводные игрушки способны разнообразить действия фигурок людей, животных. Фигурки могут быть объединены общим сюжетом и представлять собой игрушки, имитирующие действия (клюющие, прыгающие, танцующие, музицирующие) с различными эффектами (музыкальный, шумовой, цветовой, световой и др.). Самостоятельно дети с удовольствием играют с имитирующими действие забавными утятами, клюющими птицами, мягкими озвученными животными. Яркие, красочные зайчики, белочки, медведи, собачки, петушки сразу привлекают внимание детей. Они находят и узнают в этих «забавках» образы знакомых зверей и птиц, и игра развивается — дети строят для зверюшек домики, катают на машинах, приглашают в гости на обед.
Методика занятий с игрушками – забавами.
Игры-забавы с детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить ежедневно в утреннее или вечернее время, когда у воспитателя и детей есть «свободное минутка». Длительность проведения игр-забав не может быть определена точно. Играть с детьми надо до тех пор, пока они действительно забавляются, радуются и веселятся. Это время колеблется от 1 до 5 минут. Увеличивать длительность игр-забав нецелесообразно, потому что перевозбуждение и переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.
При проведении игр-забав с детьми обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого. Все действия педагога целесообразно сопровождать словами: • сначала прямыми указаниями, • потом словесными инструкциями, разумеется, при этом ориентируясь на имеющийся у ребенка опыт. Содержание игр-забав (показов) должно быть более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, но взятым из реальной, близкой ребенку действительности. Что требуется при этом от малыша? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно. Проводя с малышами игру-развлечение, следует держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дельнейший ход действий. Особая задача педагога - вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение.
Итоги использования игр-забав в образовательной деятельности:
• создают у детей хорошее, радостное настроение;
• способствуют установлению положительных взаимоотношений между педагогом и детьми;
• развивают речь детей;
• развивают мелкую моторику рук;
• знакомят ребенка с игрушками-забавами;
• обогащают эмоциональные переживания детей;
• способствуют раскрытию творческого потенциала педагога.
Таким образом, игрушки-забавы (качающийся бычок, клюющие куры, кузнецы, медведи-пильщики) предназначены для того, чтобы позабавить и развлечь ребенка. Они вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Игрушки-забавы поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний. Игрушки-забавы помогают воспитателю организовать коллективные развлечения. К этому типу относятся игрушки-сюрпризы с разнообразными движениями, звуковыми, световыми и другими эффектами. Игрушки просты, динамичны, с мягким юмором. В них проявляется мудрость смекалка, изобретательность народных мастеров, их любовь к детям, стремлении их позабавить.