Светлана Кнутова
Формирование основ здорового образа жизни у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Вырастить здорового ребенка – главное и ответственное дело. В этой сфере необходимо не только совершенствовать тот потенциал, который ребенок получил при рождении, но и создавать условия в окружающей его среде так, чтобы малыш ежедневно развивался, бережно относился к своему здоровью, имел осознанную привычку к здоровому образу жизни. В детском саду ребёнок дошкольного возраста проводит значительную часть своего времени, поэтому важно всю деятельность малыша направить на укрепление и сохранение здоровья. Исходя из этого факта в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта включены разнообразные формы работы, нацеленные сохранять и укреплять здоровье дошколят, то есть формировать правильную позицию относительно сути здорового образа жизни. Вопросам формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста посвящены исследования педагогов и психологов: А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М. И. Лисиной, В. А. Сластенина, Е. О. Смирновой. Анализ работ В. А. Деркунской, С. А. Козловой, Л. Г. Касьяновой, О. А. Князевой, И. М. Новиковой и др. Это говорит о том, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережному отношению к своему организму (жизни, здоровью) как ценности. Рациональное построение содержания воспитательно-образовательного процесса по всем областям развития ребёнка, выбор современных программ и методик, обеспечивающих приобщение к ценностям здорового образа жизни - главное условие для достижения положительных результатов в воспитании здорового ребенка. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, прочность знаний, вера в свои силы и возможности. На начальном этапе по формированию основ здорового образа жизни у младших дошкольников необходимо определить уровень знания детей о ЗОЖ: умение выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдение элементарных правил приёма пищи, владение навыками самообслуживания, умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, знание частей своего тела и т. д. Для достижения высокого уровня этих показателей у дошкольников необходимо решение следующих задач:
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у младших дошкольников» размещена в разделах
дать воспитанникам общее представление о здоровье как о ценности, состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем;
формировать у детей привычку вести здоровый образ жизни, привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
расширять знания детей о здоровой и полезной пищи, о правильном питании, его значимости;
формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
Условия для формирования положительной мотивации к ЗОЖ:
- создание вокруг ребёнка (детский сад, дом) образовательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами и традициями ЗОЖ; - наличие в ближайшем окружении дошкольника людей, которые ведут здоровый образ жизни; - создание положительного эмоционального фона в совместной образовательной деятельности; - формирование активной позиции ребёнка в освоении знаний, умений и навыков, которые носят валеологический характер; - учёт индивидуальных особенностей воспитанников при организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
Систему работы по формированию здорового образа жизни младших дошкольников можно представить в виде структурной модели:
I. Воспитательно-образовательный процесс : физкультурные занятия, занятия по ЗОЖ, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные занятия, минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки.
II. Строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр.
III. Наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и недели здоровья, беседы, консультации и пр.
Важным направлением в решении поставленных задач является создание в группе благоприятных условий для воспитания и обучения младших дошкольников в процессе их самостоятельной деятельности, точнее факторы, которые смогут обеспечивать разные виды детской активности (умственной, игровой, физической) : • «Островок здоровья» (детские книжки, раскраски, дидактические игры по ЗОЖ); • Центр двигательной активности (физкультурный уголок - оборудован всем необходимым инвентарё м: игрушками, побуждающими детей к двигательной игровой деятельности, мячи, скакалки, обручи и др.); • Участок для прогулок (оборудование для развития, для сюжетных игр малышей); •Систематизация методической литературы, дидактического и наглядного материала (оформление картотеки методической литературы, дидактических игр, наглядно-дидактических пособий, разработка системы планирования). Формирование основ здорового образа жизни у младших дошкольников можно представить следующими разделами, объединённых одной целью - приобщение к ЗОЖ. 1. «Моё тело!» : дать детям представление о себе, как о человеке, учить называть основные части своего тела (голова, туловище, две руки, две ноги); рассказать, что все люди отличаются друг от друга (ростом, цветом волос, полом: чем отличается мальчик от девочки). Чтобы закрепить знания детей о строении тела человека, можно использовать художественную, детскую, научно-популярную литературу из серии «Человек», поиграть в дидактическую игры: «Кто это?» (сравнивать людей и животных, «Найди сходство и отличия»(например, что общего у человека и птицы). Организация сюжетно-ролевых игр: «Врач», «Поликлиника». Определенное место в работе надо отвести ознакомлению детей с важностью и необходимостью правильного питания, используя дидактические игры: "Овощи и фрукты", "Отгадай, что это", «Полезное - вредное». 2. «Физкульт-Ура!» - знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения). Физкультурно – оздоровительная деятельность включает в себя: ежедневно - утреннюю гимнастику, прогулки с включением подвижных игр, оздоровительный бег, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, оздоровительная гимнастика после дневного сна, физкультминутки и паузы; - физкультурные занятия; - музыкально – ритмические занятия; - спортивные досуги, развлечения; - праздники. В системе физического воспитания немаловажное значение занимают подвижные игры: различные по тематике, сюжету, игры с двигательными заданиями и соревновательными моментами, например: «Попади в цель»; «Тихо – громко»; «Выше ноги от земли», «Мы весёлые ребята» и другие. 3. «Опасность!» - знакомить детей с источниками опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя», использовать игры: «Что опасно, а что нет», «Так и не так». 4. «Уроки Мойдодыра!» - рассказать малышам о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища. В этом разделе с детьми можно отправиться в путешествие - «Страна здорового образа жизни», где совместно можно сочинять тематические сказки, главным героем которых станет малыш Чистюлька. В данной работе целесообразно использовать следующие методические приемы: рассказы и беседы; заучивание стихотворений; просмотр видеофильмов; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры забавы; подвижные игры; моделирование различных ситуаций, психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; физкультминутки. Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста, можно применять здоровьесберегающие технологии : гимнастика для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж и т. д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно - профилактического действия. Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости является закаливание: умывание прохладной водой, активное занятие физкультурой на воздухе, хождение босиком после сна по «дорожке здоровья» с использованием физических упражнений.
Список используемой литературы:
1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд. : Москва Линка – Пресс, 2009 г.
2. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
3. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд. : Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
4. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
5. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие М., 2004 г.
6. Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
7. Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л. В. Кочетковой. М., 2007 г.
8. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
9. Савельева Н. В. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
10. ФГОС ДО, 2014 г.