Наталья Васильева
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Васильева Наталья Валерьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Статья
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является: воспитание детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей (ч. I. 1.6)
Рассмотрим термин «духовно-нравственное воспитание»
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«Воспитание» - от глагола «воспитать». Этимология слова: приставка «вос»-«движение снизу вверх»; «питать» - буквально «насыщать, утолять жажду и голод, но не только утолять физическую жажду путём кормления едой, но и утолять духовную жажду путём духовного окормления».
Ребенок, как и любой человек, состоит трех ипостасей:
1. Дух (самое высокое в человеке, сила, которую Бог вдохнул в человека, внутренняя божественная сущность, основа сознания человека)
2. Душа (чувства)
3. Тело (физическое)
Следовательно, воспитатель призван окормлять не только тело, но и, самое главное, душу и дух ребенка. А это большая ответственность.
Духовно-нравственное воспитание – это воспитание, направленное на усвоение ребенком высших духовных и базовых национальных ценностей.
Какие духовно-нравственные ценности исторические были присущи русскому народу?
Русский народ, его культура и традиции неотделимы от православия, и это самое важное, что определяло духовно-нравственные ценности русских людей: любовь к Богу, к ближнему, к родной земле, вера,
духовность (степень совершенства души каждого человека по отношению к христианскому идеалу, добро, соборность, жертвенность, милосердие, прощение, верность заветам отцов, семья, труд, взаимопомощь, защита, послушание старшим, терпение.
Мы видим, что из этих общечеловеческих ценностей многие являются христианскими ценностями. Христианские ценности (по-другому их называют духовными законами жизни) – это евангельские заповеди, удерживающие человека от зла, нечистых помыслов и совершения греха.
Христианство как религия, как мировоззрение существует на протяжении более двух тысячелетий. (Сейчас 2020 год от Рождества Христова) За столь продолжительный срок христианство доказало благотворное влияние на общественную жизнь практически всего человечества. На Руси христианство было принято в 988 году при князе Владимире Красно Солнышко и без борьбы и сопротивления воспринято русским народом.
В дореволюционную эпоху ребенок, рождаясь в православной семье, попадал в четко заданную систему координат: он знал, где добро, а где зло, что допустимо, а что грешно. Это хранило, защищало ребенка от многих бед и ошибок. Образы Богородицы, ангелов, святых, самого Христа присутствовали в жизни ребенка с младенчества.
В колыбельных:
- А спи со Богом, спи со Христом,
Спи со Христом, спи со ангелом,
Бай, баю-бай!
Уж ты, Богородица, дай Поленьке здоровьица,
Тебя Бог нам дал, да Христос даровал,
Богородица дала
В окошечко подала
Бай, баю-бай!
Укладывая ребенка спать мать приговаривала:
«Спи, дитятко, не беспокойся, никого во сне не бойся. Кругом ангелы стоят, тебя хранят. Бог тебя любит, и мама приголубит».
В сказках, былинах, пословицах и поговорках:
Бог правду видит.
Бог не в силе, а в правде.
Не торопись, сперва Богу помолись!
Перед Богом все равны.
Бог терпел и нам велел.
Бог дал, Бог и взял.
Бог даст день, Бог даст и пищу.
Грамоте дети учились, читая Жития святых, Священное писание и впитывая в себя его истины.
В каждом доме был красный угол, где находились семейные иконы. Дети слышали и видели молитву родителей, всей семьей посещали храм. Без молитвы и благословения пищи никогда не садились за стол. Храм всегда стоял в центре деревни или села, площадь перед храмом была центром жизни села. В городах храмы строились на каждой улице. Это считалось богоугодным делом. Многочисленность церквей в старой Москве получило название сорок сороков. Люди соблюдали посты, чтобы смирять свою плоть и возрастать духовно, регулярно исповедовались и причащались.
До революции все педагоги обязаны были исповедоваться и причащаться не реже, чем раз в год. В учебное учреждение они должны были представить документ – справку от священника о причащении. Иначе они не допускались до работы с детьми. Считалось, что педагог, имеющий на душе груз грехов, не может воспитывать детей в высоком смысле этого слова.
Выйти замуж или жениться называлось: «Суд Божий принять» (то есть уготованную от Бога долю, путь). Женились и выходили замуж только по благословению родителей.
Перед началом всякого важного дела обращались к Богу: «Господи, благослови!», не забывали и благодарить Бога за его милости и испытания.
Люди не имели панического страха смерти, так как понимали, что смерть – это переход души в жизнь вечную. А земная жизнь - это подготовка к жизни вечной.
Прохождение этапов жизненного пути осмыслялось православными людьми как этапы восхождения к вечности, поэтому любой из этих этапов (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость) был уважаем обществом. Стыдиться своего возраста, например, старикам, и пытаться выглядеть моложе, одеваться как молодым, было в народной традиции немыслимой глупостью.
Жизнь русских людей всегда состояла из чреды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Отличительной чертой будничной жизни была умеренность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и благожелательные отношения в семье, степенность разговоров. Не поощрялось хвастаться, выставлять свою жизнь и успехи напоказ другим.
Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущение полноты жизни, время, когда люди сознавали себя частью единого сообщества.
Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям к хаосу и беде.
Какие же праздники были у русских людей? Самые древние русские Праздники были земледельческие (или «календарные», «годовые») : это Масленица, Ивана-Купалы, праздники сбора урожая.
Наряду с земледельческими праздниками в жизни русских людей было и остается сейчас много православных праздников. Постепенно древние обряды влились в христианские праздники. Так сформировался крестьянский «годовой праздничный круг», где важнейшие события духовной истории согласовывались с важными этапами жизни «матери сырой земли-кормилицы».
Все русские праздники выстраивались в определенную иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей была Пасха, которую называли праздником всех праздников и торжеством всех торжеств.
Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, то есть двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь.
Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
Крещение Господне — 6 (19) января
Сретение Господне — 2 (15) февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
Вход Господень в Иерусалим — ближайшее воскресенье перед Пасхой, 6-ое воскресенье Великого поста, в церковном календаре также называется Неделей ваий или цветоносной или Вербным воскресеньем. Переходящий;
Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, четверг 6-й седмицы после Пасхи. Переходящий;
День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, 8-ое воскресенье после Пасхи. Переходящий;
Преображение Господне — 6 (19) августа;
Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа
Праздником в России называлось и воскресенье. В древности этот день назывался «неделя» («не делать», то есть время, когда нельзя работать, надо отдыхать и молиться Богу, а с конца XIII века этот день получил своё современное название «воскресение», в память о воскресении Христовом.
Каждый праздник имел свою отмеченную давней традицией программу, свои атрибуты, песни, словесные формулы, свои специфические блюда. В то же время праздники имели и много общего.
Необходимым элементом многих из них был молебен и крестный ход, уличное гуляние и катание на лошадях, длительная трапеза с обилием еды, пляска, игры, посещение ярмарок.
Праздник воспринимался как дело серьезное, святое, угодное Богу и святым. Русские люди считали, что праздник требует к себе уважения. Оно выражалось прежде всего в прекращении всех работ («День свят – все дела спят») и в заботе о внешнем виде своего дома, деревни, в стремлении людей быть красивыми и нарядными. Праздничный день требовал преображения.
Праздничный облик внутри дома достигался благодаря идеальной чистоте, новым половикам, вышитым полотенцам, развешанным в красном углу, затепленным у икон лампадам, запахом пирогов («Пирог» от слова «пир»). Люди появлялись в церкви и на улице в красивой и добротной одежде, достойной дню.
Праздник требовал подчеркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже нищим и странникам.
Праздники способствовали объединению людей, живших в одном селе, деревне, городском квартале, укрепляли родственные связи.
Молебен и крестный ход служили духовной основой праздника.
Праздничные пляски, песни, хороводы, кулачные бои позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение других членов общины, передать своё умение более молодым.
После Октябрьской революции 1917 года в России настал период безбожия. Христианская вера подвергалась гонениям и уничтожению, как принадлежность старого мира, царского строя. Фольклор попал под запрет, духовные стихи, колыбельные, сказки были подвергнуты цензуре. Развернута борьба против русского костюма (крестьянкам не зачитывались трудодни, если они выходили на работу в сарафане)
В результате выросло 3-4 поколения, не воспитанное на духовно- нравственных идеалах русского народа. Отсюда и началась пропаганда вседозволенности. «Если Бога нет, то все дозволено!»
Сбываются в наши дни библейские строки: «зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким!» Грех выдается за норму жизни. Поэтому в современном мире ребенку трудно понять, что хорошо, а что плохо, где черное, а где белое.
Непрерывный каскад открытий, изобретений породили представления об абсолютном приоритете материального богатства над духовным. Воспитывается человек-потребитель, а не созидатель и труженик. Детям через мультфильмы, компьютерные игры, одежду, игрушки навязываются губительные, чуждые нашему народу идеалы. Это способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре, нарастанию бездуховности. Муссируется мысль самостоятельном выборе ребенком своей половой индентификации.
Возникла угроза самого существования русской нации.
Поэтому в современном российском обществе звучит призыв со стороны духовенства, власти, педагогов, ученых, православных психологов к возврату утраченных духовно-нравственных ценностей, основанных на православной вере.
Наш президент В. В. Путин высказывает такую мысль:
«Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни»
Строятся православные храмы. Наблюдается стремление многих родителей обучать детей в воскресных школах. В 4-тых классах общеобразовательных школ дети изучают предмет «Основы православия» (по выбору). В 5 классе введен новый обязательный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». На уроках литературы школьники знакомятся с Житием Сергия Радонежского и других святых. Но этого недостаточно.
Именно период дошкольного детства (до 7 лет) является наиболее важным для человека. Он называется периодом «запечатлевания» (ребенок открыт всему; всё входит в ребенка – и хорошее и плохое). Все увиденное, услышанное прочувствованное ребенком в детстве, оставляет в его душе печать навсегда. Поэтому важно в дошкольном детстве дать ребенку первые представления о Творце, вере и важнейших ценностях.
Для этого педагогам, работающим с дошкольниками, необходимо духовно «трезветь», образовывать и питать себя в духовном плане, духовно возрастать (приобщаться к православной культуре, знакомиться со Священным писанием, чаще посещать храм, бывать в святых местах, открывать для себя Бога).
Своим воспитанникам они могут и должны подарить встречу с Богом и христианскими ценностями, такими, как: добро, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, патриотизм, самопожертвование, терпение.
Помощником воспитателю в этом служит книга – ведь вся древняя русская и русская классическая литература проникнута христианскими мотивами. Например, можно рассказать о былинном богатыре Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О святом Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, о святом Федоре Ушакове, который совершил не только воинские подвиги, но и духовный подвиг.
Сказки А. С. Пушкина также могут помочь детям понять, что такое Добро, как противостоять Злу, в чем черпали силы и мужество для этой борьбы наши предки. Например, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» помогает понять духовные и нравственные идеалы русского народа, дает детской душе некоторые основы православной веры.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку.
***
Меж тем королевич Елисей,
Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу…
***
Нами ты была любима
и для милого хранима –
Не досталась никому –
Только Богу одному!
Народные праздники, которые тесным образом сплетены с Христианством, также помогают расширить представления детей о Творце.
Готовясь с детьми к празднику Рождества Христова (государственный праздник, можно знакомить детей с историей праздника, показать им вертепный театр – рождественскую сказку о рождении Спасителя, поговорить с детьми о милосердии к людям
Во время святок можно предложить детям стать колядовщиками и пойти к в гости в другие группы с рождественской звездой, как шли древние волхвы и мудрецы-звездочеты и несли людям радостную весть о рождении Христа и желали людям добра, урожая и всех благ.
На Масленичной неделе детям можно сделать акцент на прощенном воскресении, где мы просим прощения друг у друга и слышим в ответ: «Бог простит и мы прощаем!»
В ожидании Светлой Пасхи предложите детям украсить группу праздничным пасхальным деревом (веточки с распустившимися зелеными листочками). Для украшения дерева дети могут сделать пасхальные поделки. Вместе с родителями дети могут расписать деревянные заготовки пасхальных яиц. Игры с пасхальными яйцами тоже очень полюбятся детям.
На праздник Троицы можно устроить троицкое гуляние на природе, украсить березку, разучить с детьми хороводы и народные песни, русские народные игры.
Только прожив народные праздники вместе с родителями, педагогами и сверстниками, впитав в себя традицию, ребенок постепенно будет становиться носителем родной культуры
Хочется верить, что посеянные педагогами и родителями в дошкольниках семена духовности, нравственности и православной веры в будущем обязательно прорастут и дадут свои плоды.
Литература:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. – М., 1985
3. Громыко М. Мир русской деревни. – М., 1991
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение к истокам русской народной культуры. - СПб: Детство-Пресс, 2015
5. Науменко Г. М. Этнография детства. – М., 1998
6. Некрылова А. Круглый год: Русский земледельческий календарь. – М., 1991
7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Л. И. Скворцова. – М. : Оникс, 2009.
8. Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях. Методическое пособие/ Под ред. Е. И. Якубовской. –СПб. : Литография, 2015