Роман Кузичев
Статья для Всероссийского конкурса «Из опыта работы в ДШИ им. А. И. Плотнова»
▼ Скачать + Заказать документы
Номинация «Не должно быть людей незаметных, людей – безвестных пылинок».
Аннотация к статье «Из опыта работы в ДШИ им. А. И. Плотнова»
Труд пейзажиста это,в основном, теплое время года, когда можно выйти с этюдником на натуру, труд художника – педагога это десять месяцев в году и даже во время отпуска, ты иногда не расстаешься с воспитанниками. Конечно, много времени уходит на преподавательскую деятельность, но профессия педагога благодатная, ты видишь. как на твоих глазах растет ребенок, из гадкого утенка он превращается в прекрасного лебедя. Эта статья о разных детских судьбах, о том какие формы и методы я применяю в процессе обучения в детской школе искусств. Ученики сильные и слабые, ответственные и ленивые, все они требуют к себе внимания, они все пришли учиться, и от нас с вами зависит не только их будущее, но и настоящее. Здесь и сейчас на занятии происходит нечто важное и значимое в жизни ребенка, в учебном процессе не может быть мелочей. Говорю всем, обращаюсь к каждому, не делаю ненужных действий, длинных речей, информацией современный ребенок и без этого задавлен. Я работаю в дополнительном образовании уже долго и многих детей видел, но при написании статьи выбрал три категории - это талантливые и одаренные, дети с ОВЗ и дети, попавшие в трудные жизненные ситуации.
Публикация «Статья для Всероссийского конкурса „Из опыта работы в ДШИ им, А, И, Плотнова“» размещена в разделах
План.
1. Введение.
2. Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми.
3. Из опыта работы с детьми с ОВЗ.
4. Из опыта работы с детьми с трудными жизненными обстоятельствами.
Введение
Почему я выбрал эту номинацию? Картина неизвестного художника, стихи о неизвестном герое, памятник Неизвестному солдату, этот список можно продолжать. Почему вдруг частица «не»- прилепилась к слову «известный», теперь никто не скажет, почему она одного человека подняла над другими, а другого оставила в тени. Физик Исаак Ньютон говорил :» Я вижу дальше других только потому,что стою на плечах прежних поколений людей.». Тема для целой книжки, может быть она будет написана и ее авторы вдохнут надежду в то великое множество людей, которым не суждено прослыть известными.
В Детской школе искусств им. А. И. Плотнова, то в г. Данкове Липецкой области, я работаю с момента ее основания в 2000 году. За время работы через мои руки прошло много детей. Расскажу о некоторых
Начинали мы с двух отделений «Художественное» и «Декоративно-прикладное», в настоящий момент работает три, помимо вышеназванных еще и «Театрально-музыкальное». Я работаю на Художественном и Декоративно-прикладном отделениях и веду несколько дисциплин. Важным критерием своей работы я считаю успешную профессиональную жизнь воспитанников.
2. Из опыта работы с талантливыми и одаренными детьми.
Первое,что надо учитывать, когда педагог работает с такими детьми, как сейчас принято говорить с признаками одаренности, надо понимать, что данный ребенок пришел учиться. а не удивлять и радовать своими достижениями вас и родителей. Однако его творческая инициатива и самостоятельность обращает на себя внимание окружающих его людей. Второе, к нам педагогам с его стороны повышено внимание, способны ли мы что-то сказать новое, что он не знает и не умеет, научим ли его, или будем просто направлять куда ведет его гений?
Уже несколько лет я вместе со своими учениками успешно принимаю участие в областном конкурсе «Талантлив педагог - талантливы дети». Пока лучшим результатом участия стал 2013 год, когда мы с Солдатовой Екатериной заняли 1 место с натюрмортами в технике масляной живописи. В прошедшем учебном году с Юлией Сячиновой уже в акварельном пейзаже повторили успех. Особенностью данного конкурса является участие педагога, как художника. В этом конкурсе педагоги соперничают не только друг с другом, но и со своими учениками, и это обстоятельство добавляет конкурсу остроты. Считается, что одаренный человек, одарен во всем. Однако. Например, решили мы с Катей Солдатовой к столетию со дня рождения заслуженного художника России А. И. Плотнова провести исследование имеющихся у нас в запасниках нескольких этюдов мастера. В начале, дело вроде бы пошло, описали, сравнили несколько этюдов, сделали выводы, а дальше выяснилось, что Кате это успело занятие надоесть, что в школу искусств ходит просто рисовать и не более того.
Для развития одаренных детей в ДШИ я использую еще одну интересную форму - исследовательскую работу. Главное,здесь, это правильно выбрать тему и так организовать правильно процесс работы, чтобы ход работы, который подразумевает изучение источников и выполнение практической работы в материале, стал поучительным опытом. Например, тема исследовательской работы выпускника школы искусств на декоративно-прикладном отделении Булавкина Владимира «Изображение геральдики в резьбе по дереву. Гербы России, Липецкой области и города Данкова». Работа велась на протяжении 3 лет и получила 1 место на конкурсе. Во время работы педагог оговаривает с учеником все основные моменты, в первую очередь что и из чего будет выполнена практическая часть исследовательской работы. Совместно пришли к выводу, что выбранная нами техника резьбы, позволит быстро и качественно справится с поставленной темой.
На следующий год учащаяся Художественного отделения Короткова Василиса представила на конкурс работу на тему : «Данковские усадьбы Полибино и Баловнево». И хотя можно смело было тему разделить на две, я полагаю, что научный принцип сравнения двух архитектурных памятников разных исторических эпох XVIII и XIX веков, какими являются известные дворцовые комплексы, дал возможность Василисе выполнить серьезную работу.
В исследовании лучше поставить один - два вопроса в научно - познавательные цели и ответить на них, нежели озадачить жюри масштабом проблемы и ни на шаг не продвинуться к ее решению, разве что собрав огромное количество информации по теме.
Существует ли целостная методика выполнения исследовательской работы кроме конкретных рекомендаций? Полагаю, что таковая, безусловно, есть. Однако, всякая новая тема ведет за собой другой, отличный от предыдущего алгоритм выполнения исследования. Создание работы, как создание фильма – это сложной многогранный процесс, требующий обдумывания каждой детали в общем контексте, чтобы за перечислением фактом, какими бы яркими они автору не казались, не забыть главного, стержневого направления в исследовании. Автору предстоит со знанием меры, ответственности, хронологической последовательности строить свое повествование. Важно хорошо представить свою работу. Конкурс Всероссийский и оценивают его профессионалы своего дела, умные, тонкие, интеллигентные люди, которым «пыль в глаза пустить»- себе дороже выйдет. Поэтому грамотная презентация это предмет для особого разговора.
В нашей работе с талантливыми детьми есть определенные трудности. Одна из них, по- моему мнению, состоит в том, мы должны быть ориентированы на запросы конкретного ученика при внутренней мотивации педагога самому учиться. Работа со способными учениками требует от педагога большей профессиональной компетентности, постоянного самообразования, что - бы было, что ответить на вопросы ребенка. Выдающийся художник - педагог, профессор художественного института им В. И Сурикова профессор В. А. Фаворский в своей известной книге «О композиции» пишет, что «. детям надо давать возможность давать работать с разнообразными материалами: фломастеры, пластилин, акварель, масло и пр.»
Проектные технологии, как метод выявления одаренных детей.
В современный образовательный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение, Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
Выполнение дипломных проектов как заключительный этап завершающей стадии обучения в ДШИ им. А. И. Плотнова. Казалось в таком конкретном деле, не найдется место для воспитания одаренного человека. Однако все зависит, как к этой форме обучения подойти. В нашей школе давно и успешно практикуется выполнение выпускниками дипломного проекта. Большую роль играет в этом процессе личность педагога. Не очень понимаю, откуда сегодня взялось в педагогике и в жизни слово «креативный» однако, очевидно, что способности и опыт неординарной личности педагога очень помогают ученикам в выполнении диплома.
Откуда мы берем темы для дипломных проектов. Работа должна быть современной, грамотной и желательно, полезной для школы. Иногда тема работы вызывает к жизни непривычную для ученика технику. Тогда, чтобы не усложнять процесс выполнения диплома и выйти на хороший результат, новая техника должна быть заранее педагогом испытана на практике.
Про себя могу сказать, что работаю по принципу - чем сложнее, тем интереснее. Да, не всегда получается то, что первоначально задумали по разным причинам, но во многом именно новизна темы или техники для ее осуществления, помогает поддерживать интерес к практической работе на протяжении трехмесячного срока выполнения диплома.
Как показывает современная практика, уже недостаточно владеть чисто живописными или графическими техниками, такими как акварель, масло, сангина, карандаш и др. Потребности в художественном обустройстве быта современного человека, широкие возможности,которые предоставляет школа искусств, вызвали к жизни такие темы, как " Атрибуты искусств в техники мозаики из кафельной плитки", "Шахматные фигуры из бетона", "Ширма в восточном стиле". Естественно, что темы дипломных проектов определены и согласованы с самими дипломниками, администрацией школы искусств.
В практике работы ДШИ им. А. И. Плотнова используются различные формы организации внеклассной и воспитательной работы, которые преследует в числе прочих развитие и поддержку талантливых детей. Это конкурсы детского творчества, участие в днях культуры Данковского района, Дне Славянской письменности и культуре, пленэрные поездки и экскурсии-поездки на фестивали и галереи, традиционные праздники «Встреча юных талантов», и конечно,итоговый «Премия Юный талант», где наградят самых лучших.
Опыт работы и общения с учащимися показывает,что заинтересованность ученика, проявление его одаренности напрямую зависит от степени увлеченности педагога собственным делом.. Важны, прежде всего, цель и вектор педагогической направленности, а формы и методики могут быть разными.
3. Из опыта работы с детьми с ОВЗ.
К сожалению таких детей, год от года не становится меньше. В нашем регионе есть специальные учреждения, интернаты, где ребята с ОВЗ живут и учатся, а у нас в ДШИ Плотнова такие дети тоже есть и они вовлечены в общий образовательный процесс вместе с обычными детьми. Это дети – один мальчик с нарушением опорно-двигательного аппарата и еще одна девочка - слабослышащий ребенок. Одному педагог оказывает помощь при постановке мольберта и уборке рабочего места, со вторым общается громко и внятно. В конкурсах детского творчества они принимают участие наряду со всеми и дополнительно участвуют в конкурсах для детей с ОВЗ. Рисуют они медленно, но качество рисунка зависит не столько от силы нажатия карандаша на лист бумаги, или скорости движения кисти по нему, но в первую очередь от проникновения в суть темы, ее образно - пластического решения, а с этим обстоит у таких детей неплохо. У них есть победы в конкурсах детского творчества, они общаются с другими детьми, находят в школе понимание и сочувствие.
Талант вообще - это крайняя форма выражения внутреннего мира человека, прошедшего через определенные жизненные трудности. Очень сложно что-то нарисовать хорошее, когда ты сыт и доволен собой и жизнью в целом. По себе знаю, чтобы решить какую-то задачу, мало хотеть и уметь, требуется определенная степень спортивной «злости». Важно выйти за рамки привычного. обыденного, увидеть красоту в привычном, в сером оттенки, как на пейзаже К. Коровина «Зимой».
4. Из опыта работы с детьми с трудными жизненными обстоятельствами.
Чтобы понять ребенка который воспитывается в неполной или опекунской семье, мы должны окружить его большей заботой, но делать надо это аккуратно, в меру, чтобы не вырастить эгоиста. Ниже я хочу рассказать о примере бабушки, которая вела своего внука Артема 8 долгих лет до окончания им школы искусств в 16 летнем возрасте. Мальчика оставила мать – пьяница, и его воспитанием занялись его бабушка с дедушкой. Мальчик рисовал и учился в обычной школе плохо, однако время шло, вера в силы собственного внука сделали свое дело. На защите дипломного проекта в мастерской «Художественной обработки дерева» Артем себя проявил.
Труд педагога - долгий и кропотливый, и результата ждать иногда приходится годами, но тем дороже признание, что ты не зря в этой профессии, если способен поверить в человека, помочь ему в непростой жизненной ситуации.
Важно понимать с кем и как говорить. Не бывает образования без воспитания. Можно учить на примерах из книжек или кино, но лучше для молодого человека, чтобы он видел положительное в самой жизни. Не стеснялся подражать и делать хорошие, добрые поступки. Нравственность как ценность сегодня, увы,не в чести, жизнь требует сильного и целеустремленного человека. Но когда все поменяется в нашей жизни, когда люди устанут от суеты и «развлекаловки», тогда будут востребованы необходимые нравственные качества молодого человека, которые мы с вами должны успеть привить.
Когда меня спрашивают : «. Вы учите избранных, я отвечаю - «Мы учим всех желающих, главное прийти и начать заниматься!»