Людмила Михайловна Яковлева
Консультация «Детские конфликты»
▼ Скачать + Заказать документы
Детские конфликты.
Дети очень эмоциональны. Если взрослый в ответ на обиду может промолчать, не показать своей реакции, то у детей несогласия легко перерастают в конфликты. Давайте попробуем разобраться, как научить ребенка «ссориться правильно», и какие мотивы конфликтов между детьми преобладают на том или ином этапе взросления ребенка!
До 3-х лет – формирование «Я»
Публикация «Консультация „Детские конфликты“» размещена в разделах
Каждый малыш раннего дошкольного возраста (с 1 года до 3 лет) – эгоист! Ребенок осознает свое «Я» — свои потребности, желания и стремления. Но если удовлетворение желания невозможно, то это вызывает бурю эмоций: отнятая другим карапузом машинка вызывает мгновенный безудержный рев, а отнявший рискует получить сдачи!
Конечно, требовать от крохи интеллигентного «Простите, не были бы Вы так любезны вернуть мою машинку?» бесполезно. Но учить ребенка стоит – дети этого возраста очень чутко чувствуют отношение взрослых к ситуации, и подстраиваются под их реакцию.
Так, если мама начнет отчитывать обидчика или гневно возмущаться случившимся, то ребенок тоже не сразу забудет «оскорбление». А если с улыбкой сказать: «Ну что же ты рыдаешь, Сашеньке просто понравилась твоя красивая машинка, он поиграет и вернет!», то и малыш наверняка переоценит свое отношение к детскому конфликту! Однако в раннем дошкольном возрасте ребенок не может самостоятельно разрешить конфликт, эта роль для взрослого.
От 3 до 6 лет – учимся контролировать эмоции и находить решение в конфликтной ситуации.
Дети старше 3-х лет – вполне активные члены социума! В этом возрасте ребят отдают в детские сады. Соответственно, ребенок учится общаться (в том числе и конфликтовать) со сверстниками. И это абсолютно необходимо! Самая частая ошибка взрослых – попытка гасить конфликты между детьми этого возраста так же, как между малышами – методом «Ой, смотри, птичка полетела!». Но это неправильно! В этот период у детей закладывается чувство справедливости. Необходимо дать понятия ребенку что такое «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно». Поэтому очень важно не упускать случая, объяснять ребенку на примере реальной ситуации – кто прав, кто виноват. Даже если виновником детского конфликта является он сам. «Ты взял без спросу Машину куклу, поэтому она разрушила твой песочный замок. Рушить чужие замки, конечно, нехорошо, но если ты хочешь поиграть чьей-нибудь игрушкой, спроси разрешения у ее хозяина!». Нужно также подсказать наиболее действенные пути выхода из конфликта : извиниться, доказать свою правоту собеседнику или придумать компромиссное решение.
Дошкольник вполне способен запомнить такое пояснение воспитателя и вывести из него общий принцип «Не обижай других – тогда не обидят тебя», а так же спроецировать его на другую аналогичную ситуацию!
Психологи советуют: не бегите выручать своего «маленького» из всех детских конфликтов! Он должен хотя бы разок увидеть, работают ли родительские поучения, и какая реакция последует вслед за его действиями! Таким образом, ребенок начинает понимать, как разрешить конфликт самостоятельно. Однако нельзя допускать драк между детьми. Необходимо подойти к поссорившимся ребятам и просто поставить между ними руки, не давая тем самым, ударить друг друга. Если же дерется один ребенок, то его можно обнять со спины, тем самым остановив его. Объятия должны быть уверенными и достаточно крепкими, но не причиняющими боль ребенку. Беседу с детьми необходимо проводить только лишь тогда, когда оба ребенка успокоились. Для того, чтобы ребята успокоились, как не странно, но психологи советуют покричать, эмитировать драку, вообще дать выход негативным эмоциям.
"Ковер мира"
В своей группе я сделала для эмоциональной разгрузки ребят ковер Мира. Ковер мира мы делали вместе с детьми. Ребята придумывали символы мира и помогали выкладывать их на ковре, а родители моих воспитанников принесли пуговицы и веревку. Для изготовления ковра можно взять кусок ткани (можно облегчить задачу, используя готовый, большой платок или полотенце) и наклеить (а лучше нашить) на нее различные символы мира и согласия. Взрослым об этом напоминают голубь, земной шар и тому подобные символы, но у детей могут быть другие ассоциации. Постарайтесь их учесть. Главное, чтобы полученное творение нравилось вашим воспитанникам и вызывало у них положительные эмоции. Когда я вижу, что мои ребята ссорятся и уже переходят границы приличия в своих высказываниях, то срочно пользуюсь ковром мира. Я объяснила детям, что это необычный ковер. Он помогает людям успокоиться и помириться, если они поссорились. Для этого надо расстелить ковер на полу и предложить детям сесть на него вдвоем. Теперь они могут встать только друзьями. Сходить с ковра раньше того, как дети помирились, запрещено. В то время когда ребята сидят на ковре, они должны соблюдать следующие правила: нельзя дотрагиваться друг до друга и нельзя произносить ничего, кроме фразы "Ух – ты – пух – ты!". При этом они могут жестикулировать сколько угодно, даже махая кулаками. Главное, не задевать ими второго ребенка. Волшебную фразу ребенок тоже может произносить так, как ему нравится: если хочет, он может грозно выкрикивать ее, может злобно шипеть, может ворчливо бурчать. Таким образом, получается забавный диалог двоих детей, сидящих на ковре мира. Как правило, они говорят свои фразы по очереди, так или иначе, реагируют на эмоциональный тон таких посланий от второго ребенка. Можно не сомневаться, что даже если общение на ковре мира началось с диких грозных криков и угрожающих размахиваний, то через какое-то время дети "выдохнутся" и тон "Ух – ты – пух – ты!" станет гораздо спокойнее. Я все это время обычно просто сижу рядом, следя за соблюдением правил, а еще можно давать шутливые реплики типа: "Ух ты, как грозно!" или "Ой, даже я испугалась!" Это поможет ребятам понять, что их отрицательные эмоции достигли своей цели. Перед тем как сойти с ковра ребятам можно предложить обняться, или пожать друг другу руки в знак примирения. Я так же использую шуточную " мирилку ". Дети берут друг друга за мизинчики, и слегка раскачивая руки вверх – вниз вместе хором произносят стих
Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись…
Когда дети успокоились на ковре и помирились, можно пригласить их на беседу и постараться вместе в спокойной обстановке разобраться в конфликтной ситуации. Я стараюсь быть посредником, не принимая ничью из сторон в беседе, давая возможность каждому из детей высказаться. Потом сделав небольшую паузу, можно спросить у каждого из детей какой выход из конфликтной ситуации они видят. Выслушиваю предложения детей и вместе мы находим предложение, которое удовлетворяет обоих ребят и не противоречит правилам поведения в группе.