оксана климова
Консультация «Дети-ураган. Что такое Сдвг«
▼ Скачать
Статья: «Дети – ураганы».
Дети, все такие разные. Отличаются внешностью, характером, темпераментом, каждый со своими прелестями и недостатками. Но всех их объединяет любознательность и активность - очень полезные качества, которые помогают малышу развиваться. Задавая тысячи вопросов в минуту, малыш демонстрирует, что его мышление и речь в норме. Но иногда активность просто зашкаливает, интерес к предмету длится несколько секунд, пока тот находится в поле зрения, возбуждение настолько сильное, что забирает все силы у формирующего мозга. Ребёнок никак не может сосредоточиться, довести начатое дело до конца, перескакивая с одного на другое. Даже и при высоком интеллекте дети испытывают трудности в обучении, так как вся важная информация пролетает мимо ушей. В некоторых и случаях так проявляется синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Публикация «Консультация „Дети-ураган, Что такое Сдвг„» размещена в разделах
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе педагога: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
«Дети-катастрофы», «дети-ураганы» - как только детей с гиперактивностью не называют.
Что же такое гиперактивность? Гиперактивность – это синдром дефицита внимания СДВГ, проявляется у детей несвойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью.
По последним данным, в России около 18% детей страдает синдромном СДВГ. Причём у мальчиков СДВГ встречается значительно чаще, чем у девочек.
Больше четверти чересчур подвижных детей «перерастают» синдром СДВГ. Но почти 8%детей будут испытывать постоянные трудности в обучении и социализации. Их мозг, а именно префронтальная кора, подкорковые структуры, ретикулярная формация, вестибулярный аппарат будут давать сбои, особенно при повышенных нагрузках. Этим детям трудно контролировать своё поведение, у них часто притуплено чувство боли, следовательно, они не могут сочувствовать другим. У них мало друзей, так как они вспыльчивые, подвержены резкой смене настроения.
Эти дети не могут сосредоточиться на одном предмете длительное время, не могут завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в её выполнении. При утомлении появляется беспричинное раздражение, плаксивость, истерики. Эти дети всегда находятся в поле зрения воспитателя, т. к. сами по себе приносят много неудобств и параллельно будоражат окружающих сверстников, которые часто их не принимают в свои игры, так как они ломают постройки, агрессивны и непоследовательны.
Многие взрослые считают, что такое поведение является результатом дурного характера, невоспитанности или упрямства. Это не так. Скорее можно утверждать, что это специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими, так и психосоциальными фактор.
Мозг гиперактивных детей может продуктивно работать недолго. Затем должен пройти этап накопления энергии. В это время ребёнок становится как будто глухим. Не реагирует на замечания, не откликается. После периода «выпадения «он снова готов к работе
, к сожалению, на короткое время. Если мозг не получает двигательную разрядку, его мозг начинает сам восстанавливать свой энергетический баланс через вращательные движения головой, болтание ногами, закручивание кончиков волос, ритмическое движение всем телом. Инструкция: «сиди ровно и не вертись!» - для них не выполнима. Если мозг обесточен, он будет генерировать энергию всеми доступными средствами. Таким детям нужна помощь, а не нотации. Очень полезны для них вестибулярные нагрузки (качели, коньки, велосипед, балансированные доски и т. п.). это прекрасная энергетическая подпитка, а также необходимая база для развития пространственно- временных представлений, которые часто недостаточно сформированы у гиперативных детей.
Сигналы, на которые следует
обратить внимание (наблюдаются у ребёнка более 3-х месяцев, то полезно будет проконсультироваться с детским неврологом, психологом, психиатром).
*часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
*мешает другим.
*с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
*с трудом сдерживает внимание на деталях;
*часто небрежен;
*ему трудно самостоятельно организовать выполнение заданий; часто теряет вещи;
*часто теряет вещи;
* ни минуты не может усидеть спокойно: крутится, вертится, вращает руками, ногами, головой;
*встаёт во время занятий, когда нужно остаться на месте;
*часто бывает болтливым не по существу;
К сожалению, детей с неурегулированными процессами и возбуждения, и торможения в головном мозге становится всё больше.
Работа с ними сложна, кропотлива, требует много физических и душевных сил, чёткой организации, но такой, которая бы не подавляла активность ребёнка, а помогала ему в усвоении правил поведения знаний, навыков.
Всю свою работу с гиперактивным ребёнком мы строим, опираясь на два «не».
Нельзя «идти на поводу», допуская вседозволенность – это приводит только к усилению хаоса. В то же время от него нельзя требовать, что ему не под силу, это вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному.
Гиперактивный ребёнок плывёт по течению. Мысли его хаотичны. Они порхают с одного предмета на другой, подолгу ни на чём не задерживаясь. Важно увидеть тот момент, когда “непоседу “что-то заинтересовало и постараться удержать его внимание на этом предмете, объекте как можно дольше, расспросить, чем заинтересовал его этот предмет, предложить описать его детали как можно подробнее. И мы вместе с ребёнком стареемся их как-то прокомментировать. Все перечисленные мероприятия не избавляют ребёнка от гиперактивности, но позволяют держать ситуацию под контролем.
Важно учитывать, что гиперактивные дети, вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания, характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому, при организации предметно- пространственной среды в ДОУ воспитателям необходимо в групповой комнате выделить пространство для активного отдыха детей.
Организуя коррекционную работу с гиперактивными детьми, акцент нужно сделать на следующих умениях ребё нка:
- концентрировать внимание;
- контролировать свои достижения;
- доводить начатое до конца;
- контролировать свои эмоциональные проявления;
- снимать мышечное напряжение;
- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстникам
Воспитатель, зная особенности ребёнка, должен продумать учебный материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах через индивидуальную работу. От гиперактивных детей нельзя требовать абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и усвоение материала. Воспитателю лучше находиться рядом с ребёнком при непосредственном выполнении задания, успокаивающе проговаривая действия ребёнка
спокойным голосом.
При общении с такими детьми необходимо подобрать верный тон, не сюсюкаться и не срываться на крик. Важно понимать, что дисциплинированные меры воздействия на
гиперактивного ребёнка не действуют. Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей пустой звук. Для них важнее зрительный, тактильный контакт. У нас гиперактивные дети всегда сидят на занятиях за первым столом или рядом. Это обеспечивает с ним постоянный зрительный контакт (“глаза в глаза “). Но вот нашему “урагану» уже нет сил сидеть. Он начинает вертеться, дёргаться…. Здесь достаточно подойти к нему, молча положить на плечо руку, погладить по плечу или слегка похлопать. “Непоседа успокаивается на какое-то время.
Вот он несётся за кем-то из детей полный гнева. Мы прижимаем его к себе: «Давай с тобой подышим и посчитаем вдохи». И ребёнок отвлёкся. И нет уже места гневу.
В качестве лечения детям с гиперактивностью показана физкультура. Она успокаивающе действует на нервную систему ребёнка, помогает выработать правильную координацию движения, восстановить поведенческие реакции. Родителям советуем отдать их на плавание.
Во время прогулки, если наш «непоседа» перевозбудился, мы вовлекаем его в лё гкий бег: «Давай с тобой пробежимся по площадке. Во время бега можно менять его виды: змейкой, челночный бег и т. д. После бега нервное напряжение оставляет ребёнка.
Гиперактивные дети часто страдают так называемой дизритмией – у них с трудом устанавливается суточный биоритм, они плохо засыпают, с трудом просыпаются. Мы всегда сидим рядом с таким ребёнком, держа его за руку или поглаживая плечико, голову, пока он не уснёт.
Тренировка внимания. Поскольку для гиперактивных детей характерны также нарушения внимания и самоконтроля, важно с ними проводить простые игры на развитие данных функций.
В этом хорошо помогают игры с правилами. Причём, игры и правила к ним придумываем сами, когда педагог, но чаще – ребёнок. Например, добежать до противоположного конца площадки, 3-5 раз присесть и возвратиться. Как видим, и задания и правила просты, но и они часто вызывают затруднения. Но любая игра должна заканчиваться на положительной ноте. Ребёнку обязательно надо дать почувствовать, что прилагая определённые усилия, он может со всем справиться.
Хорошо также тренируют внимание такие игры, например, «Назови всё деревянное», «Назови всё зелёное», «Найди признаки осени (зимы, весны, лета, «Море волнуется», «День и ночь», «Что изменилось», «Лабиринты», «Чем похожи, чем отличаются», «Найди лишнее», «Зоркий глаз», «Внимание, фотографируем» ( произносятся слова: «Внимание, фотографируем» и ребёнку показывается сюжетная картинка. Ребёнок её 3-5 секунд рассматривает. Картинка убирается. Ребёнок должен запомнить, как можно больше предметов, изображённых на картинке.
Таких детей просто необходимо приучать к чёткому распорядку дня, режиму. Помним, что беспорядок и раскиданные вещи – очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребёнка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания, для того чтобы положить взятую вещь на место, просто не, оказывается. В то же время беспорядок сильно дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться.
Игрушки мы убираем с гиперактивным ребёнком вместе, при этом даём ему небольшие поручения. Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не больше 10 слов. Нельзя давать сразу несколько поручений (он их просто не запомнит). Только
по очереди и контролируя их результат.
Метод поучений и нотаций в данном случае не годится (ребёнку в большинстве случаев действительно не по силам самому поддерживать порядок). Мы стараемся быть постоянно рядом с таким детьми.
Коррекционные приё мы и технологии:
1 Игры для развития быстроты реакции, координации
движений.
2 Игры для развития тактильного взаимодействия.
3 Пальчиковые игры.
4 Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
5 Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.
6 Обучение самомассажу.
7 Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.
8 Работу с глиной, водой и песком.
Коррекционную работу более эффективно строить
поэтапно:
-индивидуальная;
-парная;
- подгрупповая.
К счастью, детский мозг пластичный, у него достаточно мощные комплексные механизмы. И многое будет зависеть от окружающей среды, в которой растёт малыш.
Итак, подведё м итоги:
Правила работы с гиперактивными детьми:
1. Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером
2. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физ. минутки
4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым
7. Использовать тактильный контакт: элементы массажа, прикосновения, поглаживания
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее
12. Предоставлять ребенку возможность выбора
13. Оставаться спокойным
Родители также могут значительно помочь ребёнку адаптироваться, если учтут следующие вредные д ля мозга условия.
Что мешает развитию мозга?
1. нарушение режима отдыха, приёма пищи, занятий. Сокращение ночного сна (менее 9 часов).
2. непосильная учебная нагрузка (больше 6-8часов в день, плюс дополнительные занятия).
3. снижение физической активности и прогулок н а свежем воздухе, что приводит к кислородному голоданию. Мозг потребляет до 20%кислорода, поступающего в организм.
4. Увлечённость гаджетами, недостаток живого общения с родителями.
5. нарушение режима питания, дефицит витаминов и минеральных веществ (цинка,магния, витамина D др.).
6. хронические соматические заболевания.
Итак, дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых участия и терпения. Работа с ними должна быть комплексной и кропотливой, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть
успешными.