Наталья Глухова
Старший дошкольник в саду. Советы родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатели и родители помогают дошкольникам понять это новое положение. Они поддерживают в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывают у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Такие мотивы охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.
Публикация «Старший дошкольник в саду, Советы родителям» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, старайтесь обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Создавайте ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставьте перед ними все более сложные задачи, развивайте волю, поддерживайте желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Поддерживайте детскую инициативу и творчество, показывайте детям рост их достижений, вызывайте у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, это способствует освоение детьми поставить цель, обдумать путь путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Ваша задача – развивать интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду.
Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль, подготовить концерт для малышей, придумать и записать в «волшебную книгу» различные истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей.
Серьезное внимание уделяйте развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни детей является развивающие игры, головоломки в изготовлении игрушек – самоделок, простейших механизмов и моделей. Своим примером побуждайте детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: обращайте внимание на новые, необычные черты объекта. Обращайтесь к детям за помощью, нацеливайте на экспериментирование, рассуждение, предположение.
Особо важна роль книги как источника новых знаний. Из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях
специально обращайтесь к книгам, вместе с детьми находите в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов
дошкольников и побуждает в них стремление к овладению чтением.
Ежедневно планируйте время для знакомства детей с художественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о любимых книгах. Это направляет и развивает читательские интересы детей. Проявление интеллектуальной пассивности служит сигналом неблагополучия в развитии ребенка, его неподготовленности к предстоящему школьному обучению.
Предметом особого внимания является социально – нравственное развитие детей, становление их с окружающими. Важно изучить систему межличностных отношений в группе и помочь ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, ручному труду, уходу за животными).
Своим поведением Вы показываете примеры доброго, заботливого, отнош9ения к людям, побужда6ете ребенка замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Привлекайте внимание детей к признакам выражений эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонациях голоса.
Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки опирайтесь на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.
Дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в старших группах. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно – ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоении нового. Этому способствуют разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий по определенным условиям.
Наряду с этим проводите работу по развитию фонематического слуха детей, подготовка к овладению грамотой. Для этого широко используются материалы, побуждающие детей к освоению самостоятельного чтения: кубики с буквами и слогами, наборы печатных букв, буквы вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон, буквы – вкладыши, картинки, подписанные крупными печатными буквами. Дети сами составляют свои имена из букв и приклеивают их на шкафчики с одеждой, на свои рисунки.
В самостоятельной деятельности создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.
Основные задачи воспитания:
1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей;
2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;
3. Развитие эстетических чувств у детей, творческих способностей, эмоционально – ценностных ориентаций, приобщение детей к искусству и художественной литературе;
4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
5. Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника;
6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Решение данных задач обеспечивает формирование готовности детей к предстоящему школьному обучению.