Папки-передвижки

Конспект занятия «Стану я природе другом». Чтение рассказов Н. Сладкова «Синичкина кладовая», «Кто в дупле живёт».

Мамедова Анастасия Сергеевна
Конспект занятия «Стану я природе другом». Чтение рассказов Н. Сладкова «Синичкина кладовая», «Кто в дупле живёт».
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Уточнить представления детей о зимующих птицах и способах их выживания в природе.

Развивать познавательный интерес, мыслительные и речевые способности детей, память, внимание при знакомстве с художественными произведениями природоведческой и экологической направленности.

Развивать способность анализировать свои поступки и поступки других людей относительно правил охраны природы.

Воспитывать интерес к жизни птиц, бережное и заботливое отношение к ним, желание помогать им.

Материал к занятию :

Публикация «Конспект занятия „Стану я природе другом“, Чтение рассказов Н, Сладкова „Синичкина кладовая“, „Кто в дупле живёт“,» размещена в разделах

Глобус, иллюстрации зимующих и перелётных птиц России и Крыма, иллюстрации птиц охраняемые Красной книгой Крыма.

Рассказы Н. Сладкова «Синичкина кладовая», «Кто в дупле живёт».

Дидактический материал о птицах «Доскажи словечко», «Чем птица гордится», «Кто где живёт, «Правила друзей леса», «Зимние задачки о птицах».

Предварительная робота:

Изготовление кормушек, заготовка кормов для птиц.

Заучивание стихотворений о птицах, загадок.

Чтение дополнительной художественной литературы Н. Сладков, В. Бианки.

Ход занятия:

Воспитатель:

2017год – объявлен годом экологии, годом защиты природы.

Экология – наука о доме. Наш дом – это наша Земля (включает глобус). Красива она из космоса.

*Люди давно освоили планету.

Широко шагает новый век

На Земле уже белых пятен нету

А вот «чёрные» - исправить должен человек.

Мы жители Земли – земляне, понимаем, что нужно дышать чистым воздухом, пить чистую воду, радоваться красоте природы и птичьему пению.

Есть движение «Зелёных»(Гринпис) и экологов – они являются защитниками природы.

Вот и сегодня мы объединились в 2 команды с аналогичными названиями под одним девизом «Станем мы природе другом».

Наш разговор о зимующих птицах, как они живут, чем питаются и как мы,люди, можем им помочь.

Занятие проведем в виде игры-викторины, соревнование 2-х команд. Наши гости оценят наши знания и ответы.

1 Задание «Разминка» :

- Какую птицу называют санитаром леса?

- Какая птица не высиживает своих птенцов?

- Как называют птиц, которые улетают зимовать в тёплые края?

- Почему в открытых гнёздах птичьи яйца цветные и пёстрые, а в дуплах белые?

- Какого жучка красного цвета не клюют птицы?

- Почему птицы улетают в тёплые края?

- Какую птицу называют болтушкой-стрекотушкой?

- Какая птица не летает?

- Не птица, а летает?

- На каких птицах отправилась в путь лягушка-путешественница?

- Камень тяжёлый, а пух?

- Что за птица снега не боится?

- Когда аист стоит на одной ноге?

- Накоком дереве сидит ворона во время проливного дождя?

Беседа о птицах:

- Как птицы к зиме готовятся (линяют, оперяются, делают запасы)

- Чем питаются зимующие птицы?

Чтение отрывка и рассказа Н. Сладкова «Синичкина кладовая» :

- Почему птицы перемещаются ближе к людям?

- Как есть птица? Есть ли у неё зубы?

- Чем заняты зимой птицы?

- Что умеют делать птицы?

- Слышат ли птицы? Кого боятся птицы?

(Жюри оценивает результаты разминки и беседы)

Задание 2 «Скажи правила поведения в природе»

(на столах иллюстрации о положительных и отрицательных примерах поведения людей в природе)

Дети формулируют выводы:

- По лесу ходи, под ноги смотри.

- Нельзя шуметь и громко слушать музыку в лесу.

- Нельзя забирать птенцов у птиц, трогать ее кладку (яйца, разорять птичьи гнёзда.

- Нельзя ломать ветки, вредить деревьям.

- Не обижать всё живое вокруг, не ловить насекомых.

- Не рвать цветы, ягоды, топтать грибы.

Чтение стихотворения К. Кулиев:

Не разоряйте птичьи гнёзда,

Так счастлива своём жилище птица

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится

Храните дерево от топора-

Оно высокое и вековое

Даёт нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует всё живое

Не разоряйте птичьи гнёзда!

Физкульминутка

Воспитатель:

В каких местах (средах) зимуют птицы?

- В снегу и во льдах (полярные совы, куропатки, пингвины).

- У воды (утки, лебеди, чайки).

- В небе (орлы, соколы, ястребы).

- На земле (голуби, галки, вороны).

- В поле (воробьи, синицы).

Почему птиц называют умелыми строителями?

Что это : без рук, без топора, построена изба (гнездо птицы)

Но птицы оказывается помогают и другим выживать. Об этом рассказал писатель- натуралист Н. Сладков в своём рассказе «Кто в дупле живёт.(чтение рассказа)

Н. Сладков написал о птицах :

Это тайна и красота.

Это песня и полёт.

Дети радуги,

Вестники радости,

Верные наши помощники.

Почему так сказано о птицах? Почему вы так думаете (ответы детей)

О птицах много интересного рассказал писатель В. Бианки.

(Воспитатель знакомит детей с заметками В. Бианки о птицах, с «лесными обычаями»).

- Птицы сбиваются в стайки не случайно:

Кто первый увидел врага должен пискнуть или свиснуть, предупредить всех, чтобы стая успела броситься в рассыпную.

- Если кто попал в беду, стая подлетает создавая шум и гам на страх врагам.

- Для птенцов в стае неписанный закон- во всё м подражать старшим:

Старшие спокойно клюют зёрнышки, и ты клюй

Подняли головы, не шевелятся, и ты замри

Старшие наутёк, и ты наутёк

Обязательны тренировки, игры: молодые птицы обучаются танцам, гимнастике, скачут, кружатся, взлетают и приземляются, выкидывают хитрые коленца. Есть упражнения трудные : подбросить камешек и поймать его клювом.

Есть и другие тайны у птиц, ведь птицы – барометры погоды.

Вот угадайте, что это за птица:

Эта птица у природы

Как живой прогноз погоды

Громче всех она орёт

Если скоро дождь пойдёт! (ворона)

Народные приметы:

Если вороны кружат в небе хороводом – к снегопаду.

Гусь стоит на одной ноге – к морозу.

Воробьи купаются в лужах – к хорошей погоде.

Ласточки низко летают к земле – к дождю.

Птицы – санитары, охранники лесов, полей, верные помощники человека. Но некоторые птицы из-за человека стали редкими. И теперь люди задумавшись, стали охранять их. Редкие птицы занесены в Красную книгу, они охраняются законом. Созданы заповедники, заказники, где запрещается охота на птиц.

Чтение стихотворения «Красная книга» :

Охраняется красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многолетний

Ради света грядущих зарниц

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы

Красная книга, Красная!

Значит природа в опасности!

Рассказ воспитателя о Красной книге Крыма (показ иллюстраций птиц, охраняемых законом Крыма).

Воспитатель:

Наше состязание «друзей птиц» продолжается.

Графическое задание «Какая птица, чем гордится?»(выполняется в парах)

(ответы оценивает жюри)

Задание 4 «Найди по силуэту птицу и где она гнездится?»(задание выполняется в парах)

(жюри оценивает ответы команд)

Задание 5 «Загадки о птицах»

Команда «Зелёных» и команда «Экологов» загадывают друг другу по очереди свои загадки (домашнее задание)

Загадки команды «Зелёных» :

1. Длинношеяя та птица

Грациозна как царица

Гладью водной проплывает

Чудно шею изгибает (лебедь)

2. Пёстрая крякушка

Ловит лягушек (утка)

3. Гребень имею, не пользуюсь им

Шоры имею, не езжу верхом (петух)

4. Без разгона я взлетаю

Стрекозу напоминаю

Отправляюсь я в полёт

Кто я (вертоёт)

Загадки команды «Экологов» :

1. На ноге стоит одной

Кружит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны (глобус)

2. Спинкой зеленовата

Животиком желтовата

Чёрненькая шапочка

Что это за птица? (синица)

3. Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

4. Большая голова на пеньке сидит

Во все стороны глядит (сова)

Задание 6 «Доскажи словечко» :

- На дворе замёрзли лужи

И чирикая детей

Поджидает…. (воробей)

- Встретит гогочет

Накинуться хочет

А я иду и не боюсь

Чего бояться….это (гусь)

- Удивительный ребёнок

Только вышел из пелёнок

Может крякать и нырять

Как его родная мать (утёнок)

- Он соло пел среди ветвей

Его назвали….(соловей)

- Окраской сероватая

Повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона ….это….(ворона)

- Верещунья белобока

И зовут ее (сорока)

- Угадайте что за птица

Света яркого боится

Клюв крючком, глаза пучком

Ушастая голова….это….(сова)

- В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист

Здорово дрозд – приятель

И ставит подпись (дятел)

- Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери

И друг спорхнули яблоки

Ведь это….(снегири)

Задание 7 (от жюри) «Реши задачку» :

- Девять ягодок рябины

Воробей на землю скинул

С веточки в глубокий снег,

Но одну склевать успел,

Три из снега смог достать, а в снегу осталось….

- Вот синички у кормушки

И воробышки – пичужки.

Шесть воробышков опять

Зёрнышки взялись клевать.

А вблизи кусочек сала

Две синички смаковали.

Посчитайте-ка в Андрюшкой:

Сколько птичек у кормушки?

(жюри подводит итог выполнения заданий)

Стук в дверь

Воспитатель:

Телеграмма «В зимний день среди ветвей, стол наройте для друзей!»

Это телеграмма от наших зимующих птиц. Ведь зима – это самое трудное время, им требуется больше корма, чтобы выжить, чтобы не замерзнуть. Давайте поможем птицам – наполним наши кормушки угощением для птиц.

Воспитатель презентует кормушку из сосновой шиши (или кедровой, начинённую семечками, сыром, салом, ягодами калины. На столах возле кормушек приготовлены тарелочки с зерносмесью, тыквенными семечками, семенами подсолнуха, ягоды калины, кусочки сыра, сала.

Воспитатель предлагает членам жюри принять участие в экологической акции «Стану я природе другом».

Воспитатель:

Сегодня мы с вами подарили вместе с угощением частичку нашей доброты. Мы повесим кормушки на деревьях вокруг детского сада.

Вам здание: на прогулке понаблюдайте за тем, какие птицы посетили птичью столовую. Прислушайтесь к птичьим голосам, постарайтесь понять понравилось ли м наше угощение.

На прогулке, при развешивании кормушек, дети читают стихи В. Полякова, Г. Бойко, П. Синявский:

«Синички»

- Мёрзнут лапки у синичек :

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз…

Я им семечек принё с:

- Посмотрит-ка сюда,

Это вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки.

Не боятся.

«Покормите птиц зимой»

- Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна всего нужна,

Пусть одна, и не страшна

Будет им зима.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучит птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

«Прилетайте под окно»

-Снег –снежок, снег – снежок

Весь в следах от птичьих ног,

Воробьи вокруг скакали,

Видно, корм себе искали,

Время трудное пришло:

Зёрна снегом замело.

Куцехвостая семья,

Наши гости и друзья,

Прилетайте под окно-

Есть в кормушках вам зерно.

«Всем нужны друзья»

- Мне не нужно ни игрушек,

Ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки

Поселился воробей.

Я решил на всякий случай

Птичий выучить язык,

Чтобы слушался получше

Этот хитрый озорник.

Сколько вкусных бутербродов

Искрошил в кормушку я.

Очень трудная работа –

Дрессировка воробья.

Но зато в районе нашем

Удивляется народ-

Воробей вприпрыжку пляшет,

Песни весело поёт.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительный досуг «Кто, кто в теремочке живёт?»Физкультурно-оздоровительный досуг «Кто, кто в теремочке живёт?» В нашем ДОУ разработана программа по сохранению и укреплению здоровья детей. Проводятся систематические физкультурно-оздоровительные досуги.

Конспект дидактической игры-занятия «Чьи детки?» (вторая младшая группа). Чтение стихов и рассказов о домашних животных Цель: Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение.

Конспект занятия «Кто в избушке живёт?»  (средняя группа) Цель: развитие у детей представлений об истории цивилизации. Задачи: познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых.

Конспект открытого занятия по экологии «Будь другом природе» для детей старшей группы Конспект открытого занятия по экологии «Будь другом природе» для детей старшей группы. Цель: обобщить и систематизировать знания детей.

Конспект занятия по окружающему миру «Кто — кто в водяном домике живёт?» «Кто – кто в водяном домике живёт?» Цель: Дать элементарные представления о рыбах и среде их обитания. Обратить внимание детей на аквариум.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности во второй младшей группе Тема: «Кто живёт на пруду?» Программное содержание: продолжать знакомить детей со свойствами воды; познакомить детей с животными, живущими возле воды- водоплавающие.

Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Белочка в дупле»Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Белочка в дупле» Задачи:расширять знания о белках, пополнять словарный запас детей; воспитывать гуманное отношение к миру животных; закрепить навыки рисования.

Конспект занятия по экологии старшей логопедической группы «Будь природе другом» Конспект занятия по экологии старшей логопедической группы "Будь природе другом" Воспитатель Жужгина М. А Цель: - формировать у детей.

Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада «Будь другом природе» Цель: Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение.

«Будь природе другом». Конспект занятия на тему «Свойства воды и воздуха» (старшая группа) Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Стану я природе другом». Чтение рассказов Н. Сладкова «Синичкина кладовая», «Кто в дупле живёт».
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 14:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Стану я природе другом». Чтение рассказов Н. Сладкова «Синичкина кладовая», «Кто в дупле живёт».» (включая файлы) размещена пользователем Мамедова Анастасия Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД