Галина Ноздрунова
Информационная карта проекта «Сталинградская битва»
Информационная карта проекта
Тема: «Молчат обугленные стены-войны застывший монумент»
Цель проекта: воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории. Раскрыть понятия «памятник», «память» на примере конкретных исторических событий; познакомить с разными формами «памяти» в нашем городе (улица-памятник-Аллея Героев, дерево-памятник, огонь, пароход-памятник).
Публикация «Информационная карта проекта „Сталинградская битва“» размещена в разделах
[i]Задачи проекта: 1. Формировать семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства; сплачивать семью ребёнка общими интересами к одному делу. (Социализация);
2. Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев Сталинградской битвы, их подвигами (Познание);
3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи в различных формах и видах деятельности (Коммуникация);
4. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанной с темой проекта (Чтение художественной литературы);
5. Развивать продуктивную деятельность и детское творчество (Художественное творчество);
6. Познакомить детей с историей родного города, формировать знания о героях Сталинградской битвы, чувство гордости и уважения к его защитникам. Познакомить детей с памятниками тех, кто защищал наш город; закрепить понятия «памятник», «память» (Познание)
7. Развивать чувства патриотизма, уважения к культурному прошлому Волгограду, России средствами эстетического воспитания.
8. Формировать у мальчиков стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны, у девочек воспитывать милосердие на примере профессии медсестры.
Автор проекта: Ноздрунова Галина Борисовна
МОУ д\с№30 Ворошиловский р-он г. Волгоград
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы
Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура»
Практическая значимость: Дети имеют представление о событиях, происходивших во время Сталинградской битвы, о памятных местах района и города. В результате дети понимают, что ничто не уходит в небытие, что окружающий мир хранит память о людях и их делах.
Актуальность:
Нередко, общаясь с детьми, мы говорим: «Нужно любить Родину, свой город». И поясняем, что для этого нужно делать. Любовь к своей малой Родине не возникает у ребёнка сама по себе. Чтобы дети «почувствовали» свой город, им нужно о нём рассказать и показать его. Чем раньше начинается формирование патриотической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.
Данный проект позволит систематизировать знания по патриотической культуре, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности. Проект поможет в доступной для ребёнка форме изложить историю родного города, с которым он знакомится в процессе экскурсий, прогулок, занятий и игр, рассказать детям о великом подвиге земляков в ВОВ, показать места знаменитых боёв и сражений; поведать о героизме, показать, как чтут память героев нынешние волгоградцы.
Методы и приёмы исследования:
1. Планирование работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
2. Подготовка консультаций, рекомендаций для родителей, проведение работы с родителями, которые помогут поближе познакомить детей с городом, передать своё отношение к нему.
Продукт проектной деятельности: Стенгазета (альбом) «Памятные места родного города»
Ожидаемый результат: Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свой город, его защитников, формируется эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Дети узнают о том, какой ценой досталась нашему народу победа, о бесстрашных героях войны.
План мероприятий по реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2 недели и будет проходить в 3 этапа:
1. Предварительный этап с20.01-22.01.2020г
2. Практический этап с22.01-02.02.2020г
3. Обобщающий этап с 03.02-04.02.2020г
Этапы. Задачи Мероприятия Сроки Ответ-ные Ожидаемый результат
1. этап
Предварительный
Изучить краеведческий материал, подобрать литературу, иллюстрации.
Провести опрос родителей, ввести в проблему, ознакомить с планом реализации проекта; продемонстрировать имеющийся материал, рекомендации по работе дома
Опрос, консультации, индивидуальные и групповые беседы. 20.01-21.01 Вос-ль Ноздрунова Г. Б. Участие в сборе материала по содержанию проекта; включение в реализацию проекта работу дома, индивидуально со своим ребёнком
2. Этап Практический
1. Познакомить детей с понятием «медаль, орден «Какие награды военных лет знают, за что вручают ордена
2. Познакомить детей с разными видами вооружения, амуниции и военной технике, которая использовалась во время ВОВ
3. Закрепить, уточнить знания о родном городе, о достопримечательностях: кто где живёт, трудится, какой транспорт, как украшен.
4. Развивать познавательную активность, научить складывать письмо (фронтовой треугольник).
5. Беседа с детьми о том, что такое паять и памятники, о чём и зачем нужно помнить. Какие памятники в нашем городе они видели, есть ли у них иллюстрации.
6. Развивать интерес к художественной литературе, совестно готовить выставку книг о войне, Волгограде. Чтение стихов о Волгограде.
7. Продолжать развивать у детей познавательную активность через закрепление уже знакомого исторического материала; воспитывать чувство коллективизма, совместного творчества.
8. Формировать у мальчиков стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны, у девочек воспитывать милосердие на примере профессии медсестры.
Развивать продуктивную и познавательную активность.
Вводная беседа «Награды победы»
Дид. игра «Вещи войны», карточки Подвижная игра «Брось гранату»
Образовательная деятельность. «Гости нашего города»
Продуктивная деятельность: «Фронтовой треугольник"
Образовательная деятельность. «Памятники родного города»
Чтение С. Михалкова «Быль для детей»
Игра «Где я нахожусь»
Коллаж «Всё для победы»
Беседа по теме «Помощь фронту», «Медицинская служба».
Сюжетно-ролевая игра «В окопах Сталинграда. Спасение раненых на поле боя».
Продуктивная деятельность (рисование) "Сталинград-Волгоград. Подвиг на века»
Дети:
Знают за что вручают награды (лексикон-награда, награждение, символ, орденоносец,
герой).
Имеют представление о причинах и необходимости создания оружия в человеческом обществе.
Узнают по иллюстрациям достопримечательности, проявляют желание больше узнать о родном городе.
Знают о солдатских письмах с фронта, складывают из бумаги треугольники. Имеют представление о военном почтальоне, знают, что в обыкновенных конвертах приходили с фронта похоронки.
Имеют представление О ПАМЯТНИКАХ В НАШЕМ ГОРОДЕ, КАК ЛЮДИ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ О ДАЛЁКОМ ПРОШЛОМ.
Помогают совместно с родителями организовать выставку художественной литературы, проявляют интерес, принимают участие в обсуждении о любимых книгах. Ориентируются на макете города, узнают достопримечательности.
Используют в работе полученные навыки; составляют картину из вырезанных фрагментов.
Сформировано восприятие целостной картины мира, расширен кругозор детей; знают имена героев Сталинградской битвы, их подвиги.
3 Этап Заключительный
9. Закрепить знания о родном городе (город-красавец, город-труженик, город-герой)
Викторина «Мой родной город». Экспозиция стенгазет (альбомов) «Их помнит Россия, их помнит родной Волгоград"
Сформировано свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи в различных формах и видах деятельности
Защита проекта Даринцевой Алёны
(воспитанница детского сада)
Уважаемые гости! Мы родились и живём в мирное время и не знаем, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома. Но это не идёт ни в какое сравнение с тем какой была Вторая мировая война.
Наш город Волгоград раскинулся на правом берегу Волги, и раньше он назывался Сталинградом. Не обошла его страшная беда под названием война.
Несколько месяцев шли бои за Сталинград, но город остался непокорённым.
А началось всё с одного вечера в кругу семьи. Не так давно я была в гостях у своей сестры и увидела её фото с праздника посвящённого дню Победы. Меня заинтересовали пожилые люди в военной форме с медалями. Мне стало интересно, кто эти люди, оказалось я многое не знала. В детском саду я рассказала об этой фотографии детям и воспитателю Галине Борисовне. Она показала нам фото с медалями и сказала,что отличившимся в бою вручали награды-ордена и медали. Награды могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшем танке. продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя танк или самолёт противника, за то, что солдат первым ворвался в окоп противника и личной храбростью поднял бойцов в бой. Мы узнали, что медали и ордена придумали лучшие художники. Они с помощью символов показывали, за что именно была вручена медаль. Галина Борисовна рассказала про свою бабушку, которая была медсестрой во время войны и получила много наград, мы рассматривали её настоящие медали и военные фотографии.
Галина Борисовна сказала, что Сталинградская битва славится своими героями и пройдя по улицам нынешнего города можно вспомнить о многих прочитав названия улиц, парков, проходя мимо площадей и памятников. Нам с ребятами стало интересно, в честь кого названы улицы и за какой подвиг и мы решили всё разузнать.
Михаил Паникаха
Чем больше я узнавала, тем интереснее было впитать как можно больше знаний о героях Сталинградской битвы, благодаря которым мы живём сейчас. Галина Борисовна рассказала о подвиге Михаила Паникахи. Когда я поделилась об этом дома, папа предложил съездить к памятнику Михаила Паникахи. Он расположен на месте гибели бойца. Защищая дорогу, он погиб, остановив танк. Его подвиг стал примером мужественности– облитый горючей смесью из разбившейся бутылки, он смог добежать до танка и разбить вторую бутылку о броню, вызвав взрыв и гибель врагов.
Мы посетили множество памятных мест, мимо которых проходили почти каждый день, не зная о том какую память они несут.
Музей-панорама «Сталинградская битва»
Первым делом папа отвёл нас с братом в музей-панораму Сталинградская битва. Там нам провели интересную экскурсию, мы посмотрели на орудия войны, и на последствия от них.
Рядом с музеем находятся руины мельницы, разрушенной в дни Сталинградской битвы и не восстановленной в память о войне. Как оказалось, здание находилось в окружении много дней и подвергалось многочисленным обстрелам. Эти повреждения и сейчас видны
Затем мы подошли к памятнику паровозу, он стоит около музея- панорамы Сталинградской битвы, под открытым небом. В этот день мы прикоснулись к истории!
Подошли мы также к самолёту, участвующего в Сталинградской битве 75 лет назад.
Дом Павлова.
Дальше мы направились к дому Павлова. Всё время обороны в его подвале находились мирные жители. По приказу Жукова был проведён захват здания, возглавляемый сержантом Павловым. В составе было около 30 человек. Позднее немецкие штурмовики захватили нижний этаж здания, но не могли захватить его целиком. Для немцев было загадкой, как снабжался гарнизон на верхних этажах. Оборона продолжалась очень долго.
Мамаев курган
На этом мы не остановились и продолжили своё путешествие на следующий день к Мамаеву Кургану.
Поднявшись по ступенькам мы увидели памятник бойца с автоматом, надпись на постаменте гласила: «Стоять насмерть!»
Скульптура «Родина мать зовёт!» занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая большая (скульптура- статуя в мире.
Аллея Героев.
В этот день мы посетили Аллею Героев. Папа мне рассказал, что это памятное место, где 31 января 1943 года наши войска под командованием Рокоссовского К. К. завершили разгром южной группы войск фашистской Германии, и водрузили Красное знамя Победы. Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей. Наши войска под руководством генералов Рокоссовского и Ватутина двигались словно мощная волна, сметая всех врагов на своём пути.
Элеватор и Памятник Североморцам
На пути к дому мы не смогли пройти мимо элеватора и памятника североморцам.
Это было самое высокое сооружение в городе, именно поэтому за него шла ожесточённая борьба. К 22 сентября у защитников элеватора закончились боеприпасы и еда. Ночью остатки оборонявшихся покинули здание, которым потом овладели немецкие части. Но в январе был предпринят новый штурм, в ходе которого удалось захватить немецкий бронепоезд и вернуть здание элеватора. В плен была взята немецкая артиллерия.
Каждый раз, когда нам нужно было идти в поликлинику - мы проходили мимо памятника братской могилы 58-й, 62-й и 64-й дивизии армии. Сейчас я знаю, что благодаря бесстрашным бойцам этих дивизий немецкая сторона потеряла много солдат и оружия. План врагов по захвату нашего города был сорван.
Смелыми могут быть не только люди. Гаситель.
Смелыми могут быть не только люди. На берегу реки стоит на постаменте маленький пароход. Он грустно смотрит, как идут по волге его братья-белоснежные красавцы теплоходы. Они гудками приветствуют своего старшего брата. У парохода «Гаситель» очень храброе сердце. В войну он был пожарным пароходом. Его помощи ждали и горящие заводы, которые находились на берегу Волги, и раненые солдаты, которых нужно перевести в госпиталь. Всем успевал помочь пароход. И когда он затонул израненный, жители города не забыли о нём, достали со дна Волги и поставили памятник, чтобы все- и мы с вами тоже-помнили, что героями бывают и корабли, и пушки, и танки, и самолёты, которые стоят как памятники в нашем городе.
А ещё я узнала, что «Линия обороны Сталинграда» - это памятник из 17 башен танков Т-34 на граните. Пушки танков направлены в сторону приближения немецких войск к берегам реки Волги во время битвы. Комплекс растягивается почти по всему городу, в память о бойцах Сталинградского фронта.
Галина Борисовна много рассказывала о единственном тополе, выжившем после войны, и мне так захотелось посмотреть на него. И конечно же мы с папой там побывали и даже прикоснулись к этому дереву.
Ещё мы почтили память без вести пропавших воинов в часовне.
В детском саду мы рассматривали фото памятников Волгограда и увидели много мест в которых уже бывали вместе с родителями. Но были и такие, которые мы видели впервые. Памятник мирным жителям Сталинграда привлёк моё внимание своим необычным видом. Он выглядит как разорвавшийся снаряд, накрывающий женщин, стариков и детей. Он является символом скорби и памяти о погибших мирных жителях Сталинграда.
Солдатское поле.
Есть на Волгоградской земле и Солдатское поле. В поле-бронзовая фигура девочки с васильками в руке. У её ног – солдатское письмо – треугольник. На нём выбит текст письма, которое во время войны отправил дочери комиссар полка, майор Дмитрий Петраков. Я плакала, когда Галина Борисовна прочитала это письмо! Вслушайтесь:
«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк. Представь себе, идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь растёт цветок. И вдруг очередной взрыв! Василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки.
Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком…»
Галина Борисовна предложила нарисовать памятные места, которые мы увидели и о которых услышали.
Вместе с ребятами мы создали коллаж-картину «Всё для победы» и показали родителям и детям других групп.
Когда проводили викторину «Что ты знаешь о Волгограде» каждому хотелось рассказать об увиденном и услышанном, назвать героев Сталинградской битвы. Мы много провели игр «Доставь патроны», «Поезд под откос», а ещё в группе с ребятами лечили и перевязывали раненых солдат бинтом и переносили в окоп. Я была медсестрой.
Наш город стал примером мужества и героизма. Мы не должны забывать имена наших героев и их подвиги. Ведь только благодаря им мы живём сейчас в мирное время.
Мы должны сказать огромное спасибо нашим прадедушкам и прабабушкам за победу в великой отечественной войне. Спасибо им за всё что они сделали для нас.
Я горжусь своим городом, своей страной, своей историей!