Маргарита Федорович
Средний дошкольный возраст: какой он?
▼ Скачать + Заказать документы
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети также могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу.
Публикация «Средний дошкольный возраст: какой он?» размещена в разделах
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей, появляется конструирование по собственному замыслу.
Двигательная активность ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координация движений, дети лучше удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети могут называть форму, на которую похож предмет, способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку. Совершенствуется ориентировка в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение, загадку, складывается произвольное запоминание.
Начинает развиваться образное мышление. Дети могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Продолжает развиваться воображение. Дети могут самостоятельно или при небольшой помощи взрослых придумать небольшую сказку, загадать загадку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания, детям доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, они способны удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий не сложные условия.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикции. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь персонажей. Развивается грамматическая сторона речи. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую получает ребенок в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала (что приводит к повышению обидчивости на замечания; обидчивость представляет собой возрастной феномен).
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа «Я» ребенка.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности, изобразительной деятельности, конструирования по замыслу, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа «Я» ребенка.