Ирина Анохина
Справка по результатам тематического контроля «Система работы в дошкольных группах по сохранению и укреплению здоровья»
▼ Скачать +Заказ
Справка
по результатам тематического контроля
«Система работы в группах предшкольной подготовки полного дня по сохранению и укреплению физического здоровья детей дошкольного возраста»
Цель контроля : Изучить состояние, эффективность работы педагогического коллектива групп предшкольной подготовки по совершенствованию форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников, внедрению современных здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Справка по результатам тематического контроля „Система работы в дошкольных группах по сохранению и укреплению здоровья“» размещена в разделах
Тематический контроль проводился в соответствии с годовым планом работы
Объекты контроля :
- планирование воспитательно - образовательной работы;
- выявление уровня знаний у педагогов в сформированности потребности в здоровом образе жизни у воспитанников;
- наличие оборудования и целесообразность размещения материала по здоровьесбережению в развивающей среде группы;
- выявление разнообразия применения форм сотрудничества с родителями и их эффективность.
1. Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми показал следующее: планирование воспитательно-образовательной работы соответствует требованиям программы «Детство». Планирование образовательной деятельности строится в соответствии с лексическими темами недели, где расписаны режимные моменты. В календарных планах педагогов отражено планирование физкультурных занятий, прогулки, двигательной активности в течение дня, индивидуальная работа с детьми по овладению двигательными умениями. В системе планируется утренняя гимнастика, пальчиковая, артикуляционная гимнастики. Всеми воспитателями групп используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, физминутки, гимнастика для глаз. На каждый день прописаны физкультурно-оздоровительные, закаливающие мероприятия, прогулки, в индивидуальной работе с детьми планируются мероприятия по здоровьесбережению. В основном, задачи по формированию у детей привычки к ЗОЖ планируются в рамках НОД, режимных моментах (решаются задачи обучения детей навыкам личной гигиены, безопасного поведения, формирования здорового образа жизни). В системе планируется индивидуальная и коррекционная работа, не остается без внимания и самостоятельная деятельность детей.
В подготовительной группе воспитатели в процессе планирования уделяется внимание организации утренней гимнастики. Воспитатели широко используют имитационные приёмы обучения движениям «Вышла курочка гулять», «Прилетели птички» и др. Хочется отметить так же воспитатели этих группы большое внимание уделяют планированию подвижных игр, как основной двигательной деятельности детей данного возраста.
Различные виды гимнастки планируют педагоги 1 младшей группы,и подготовительных групп,так дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей.
Для дыхательных упражнений педагоги используют воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.) Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в снижении заболеваний детей.
2. Проблему здоровьесберегающей деятельности в группах невозможно отделить от организации оздоровительной работы с детьми. Во всех группах созданы здоровьесберегающие условия, образовательный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями. Все педагоги хорошо владеют методикой проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, физкультурных занятий. Правильно организованная и подготовленная утренняя гимнастика является значительным фактором оздоровления детей, а также рабочего настроя детского организма на текущий день. Наблюдение утренней гимнастики показало, что сборы детей проходят организованно, в соответствии с режимом. Комплексы утренней гимнастики хорошо знакомы детям, содержат упражнения для формирования осанки и профилактики плоскостопия, даются в определённом темпе. Педагоги используют точные команды и распоряжения во время проведения утренней гимнастики, правильный показ, краткие и понятные объяснения. Подготовительные группы при проведении зарядки используют предметы: мячи, гимнастические палки, скакалки и т. д. Воспитатели следят за темпом выполнения упражнений, регулируют дыхание детей.
Воспитатели подготовительных групп подбирают физические упражнения с уклоном на силу, быстроту, выносливость, ловкость, так как именно эти физические качества важны для детей, готовящихся к переходу в школу.
3. Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям педагоги используем как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные, с элементами валеологии.
(здоровый образ жизни). Педагоги при проведении занятий по ФИЗО применяют и разнообразный спортивный инвентарь, нетрадиционное оборудование, музыкальное сопровождение для повышения активности детей.
В целях оздоровления детей во всех возрастных группах проводятся музыкальные и физкультурные занятия. Изучение организации и проведения НОД по физическому развитию детей в разных возрастных группах показало, что в ходе занятий четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Воспитатели соблюдают и напоминают детям в ходе занятия, о технике безопасности. В ходе разминки воспитанникам предлагаются упражнения для мышц рук, ног, спины.
У старших дошкольников сформированы физические качества, необходимые для выполнения общеразвивающих упражнений, которые подбираются с учётом их последовательного влияния на различные группы мышц. Основные движения доступны уровню развития детей, направлены не только на отработку навыков разных видов ходьбы, бега, прыжков, метания, но и воспитание такого волевого качества, как самостоятельность. Однако, следует отметить, что дисциплина на физкультурных занятиях — объект, на который должно быть направлено внимание воспитателей. Эта работа должна проводиться не только в процессе НОД по физическому развитию, но и в процессе повседневной жизни каждой возрастной группы.
4. Организация развивающей среды в группах строится с учетом ФГОС таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Перед педагогическим коллективом встал вопрос о разнообразии самостоятельной двигательной активности детей, побуждению их к фантазии, творчеству, самостоятельности.
Физкультурные уголки
Во всех группах имеются физкультурные уголки (оформлены в спортзале, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, колечки, для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, мячи, мешочки с песком, имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Такие центры пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В рамках тематической проверки были организованы просмотры проведения подвижных игр. При подборе игр педагоги учитывают, возраст и физические возможности детей, следят за тем, чтобы дети не переутомлялись, повторяют игру не более трёх раз.
5. Работа с родителями :
Педагогами групп соблюдается целенаправленный системный подход в расширении информационной культуры родителей, они ведут активную работу по взаимодействию с семьями в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Для ознакомления родителей с физкультурно-оздоровительными мероприятиями проводятся: «День открытых дверей», использование информационных технологий, книжки-раскладушки, буклеты по формированию основ здорового образа жизни.
Выводы и предложения:
1. Планирование образовательной деятельности строится в соответствии с лексическими темами недели, в планах расписаны все режимные моменты, педагоги используют в основном традиционные здоровьесберегающие образовательные технологии, которые направлены на предотвращение переутомления у детей. Очень редко включают в образовательный процесс технологии обучения ЗОЖ (игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).
2. Воспитатели знают программные задачи и методику работы по образовательной области «Физическое развитие». Работа по развитию у детей двигательной активности в разных видах деятельности в режиме дня ведется на должном уровне.
Физкультурные занятия проводятся на должном уровне: структурные части соответствуют типу занятия; осуществляется комплексный подбор всего программного материала по развитию движений и физических качеств осуществляется комплексный подбор всего программного материала по развитию движений и физических качеств. Достаточно грамотно планируют и организовывают двигательный режим детей в течение дня, что способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более
3. Здоровьесберегающая среда, созданная в условиях групп предшкольно эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни.
4. Всем педагогам планировать в своей работе коррекционные технологии (музыкотерапию, песочную терапию, сказкотерапию, релаксация) для снятия эмоционального напряжения воспитанников.
5. Всем педагогам пополнять и разнообразить развивающую среду нестандартным оборудованием для занятий по физической культуре.