Елизавета Монахова
Командная игра-эстафета «Шахматы — мои друзья» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Тема урока: Командная игра «Шахматы – мои друзья». Эстафета.
Цель: формирование разносторонне физически и умственно развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры и умственного труда для укрепления и развития здоровья, посредством связи подвижных игр и интеллектуальной игры в шахматы.
Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития не только физических, но и умственных способностей ребенка через командную игру, взаимопомощи.
Задачи: развитие личностных результатов:
Публикация «Командная игра-эстафета „Шахматы — мои друзья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Веселые старты. Сценарии эстафет
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций; формирование потребности и привлечения к «неизвестной» и интересной игре - как шахматы.
Достижение метапредметных результатов:
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей; определение общей цели и путей её достижения; овладение начальными сведениями об игре в шахматы.
Достижение предметных результатов:
Формирование первоначальных представлений о значении умственной игры в шахматы. О значении физической культуры для укрепления здоровья учащихся (физического, умственного, о позитивном влиянии на развитие организма (физическое, интеллектуальное, о физической культуре и умственном здоровье как факторах успешной учёбы и социализации.
Инвентарь: Набивные мячи, кегли 10 шт, головные ободочки с фигурками «Король», «Ладья», «Ферзь», «Слон», «Конь» по 2 шт двух цветов: черные и белые, или наклейки на грудь, галстуки двух цветов, шары двух цветов для оформления зала и для игры, две клюшки, ворота.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Построение. Расчет по порядку. Расчет на первый, второй. Построение в две шеренги.
- Равняйсь! Смирно!
- По порядку рассчитайсь!
- На первый, второй рассчитайсь!
- Первые номера в две шеренги становись!
2. Разминка.
- Вторые номера налево раз, два! На противоположную сторону зала шагом марш!
- На построение в круг для разминки стройся! (В течение года должно быть отработано, что каждая шеренга под руководством «физрука» (ответственный ученик) выполняют упражнения для разминки). («Физрук» становится в центр круга и показывает упражнения, остальные повторяют).
II. Основная часть.
1. Построение. Объяснение командам – условие игры.
- Обратите внимание на шары. Ваше мнение?
- Шары белые и черные.
- Я не просто выбрала цвета - черный и белый. В каких играх используются именно эти цвета?
- В шашках, шахматах (возможны и другие варианты ответов).
- Молодцы! Сегодня наш урок физкультуры будет связан с такой прекрасной и интересной игрой - как шахматы!
Поднимите руки те, кто умеет играть в шахматы или хотя бы что-нибудь знает о шахматах. (Варианты ответов детей)
- Совершенно верно! Шахматы - это настольная игра при помощи передвижения фигур на шахматной доске, которая требует от игроков обдуманных действий, чтобы обыграть соперника.
Но, а мы с вами на уроке физкультуры – настольную игру в шахматы (на сколько это будет возможно) сыграем в подвижную.
Поле шахмат - это шахматная доска, а у нас спортивный зал. А вы – игроки - шахматные фигуры.
Каждая команда (1 шеренга и 2 шеренга) выбирает себе – капитана команды и в то же время – Кто в шахматных фигурах - главная фигура, которая требует защиты? –Правильно! Король!
Условия игры как в шахматах.
Во первых – первыми всегда ходят – белые фигуры. (Возможно, жеребьевка)
2. Задание капитанам.
Капитаны подойдите, вам даётся возможность самим выбрать цвет своей команде.
( Первый вариант: В шахматной коробке - два конвертика с вопросами в тестовой форме.
- Кто из вас даст максимально правильные ответы, тот становится белым королем и соответственно берет галстуки белого цвета для своей команды. А другой капитан становится черным королем и берет галстуки черного цвета для своей команды. Оба короля, независимо от цвета, имеют одинаковые функции. Единственное - что первыми ходят белые.
Второй вариант: Капитаны с завязанными глазами, должны собрать в свой мешок как можно больше кубиков, за 10 секунд. Количество кубиков - решит цвет команды.)
(Капитаны на голову надевают короны (из картона, а остальные повязывают галстуки на шею).
3. Командная игра. Эстафеты.
- Команды, у вас четыре испытания. В шахматах есть такое условие, если пешка прошла через все поле, то она имеет право стать любой другой фигурой, кроме короля, а именно – конем, ферзем, ладьей или слоном. Так и вы, прошли испытание- и у вас в команде вместо пешки будет та фигура, чье задание вы выполнили.
(На стене бумажные шахматные фигуры с конвертами-заданиями)
- Первое испытание от «Ладьи»
Игра «Метко в цель». В центре зала кегли - их нужно сбить при помощи мяча (набивного).
(Кеглей столько, сколько и участников в команде). Каждому игроку дается две попытки.
- Начинает команда «Белых»! (Подсчет сбитых кеглей) (Команда Белых – ставит сбитые кегли на прежние места).
- Теперь очередь «Черных». (Подсчет сбитых кеглей)
- Та команда, у которой больше сбитых кеглей - получает ободок с фигурой «Ладья». (Капитан посовещавшись с командой, выбирает того, кто лучше всех показал себя - тот становится «Ладьей».)
- Второе испытание от «Коня»
Игра «Хоккей с воздушными шариками» - на время.
В центре зала устанавливаются ворота. На двух полях - черные и белые шарики на полу. Команды рассаживаются у стен на скамейки соответствующих по цветовой гамме шаров.
По сигналу (свистку) учителя один игрок с каждой команды берет клюшку и забивает шарик в ворота, по сигналу передает следующему игроку своей команды. Две команды играют одновременно. Учитель засекает время: 10 сек на одну попытку. Ведет подсчет забитых голов.
- Та команда, у которой больше забитых голов - получает ободок с фигурой «Конь». (Капитан посовещавшись с командой, выбирает того, кто лучше всех показал себя - тот становится «Конем».)
- Третье испытание от «Слона»
Эстафета «Пройти болото». Команды должны пройти по дощечкам (дощечек должно быть на 3 больше чем игроков в команде). Последний игрок передает оставшиеся дощечки вперед к первому игроку, через впереди стоящих товарищей - по рукам. (Вместо дощечек можно использовать альбомные листы, дощечки пластмассовые для лепки в пластилин). Обе команды стартуют одновременно - по сигналу учителя. Чья команда первой пришла к финишу, та получает ободок «Слона».
- Четвертое испытание от «Ферзя»
Игра «Перетяни канат». (Обе команды выстраиваются - впереди капитаны – Поставить игроков каждой команды в шахматном порядке - один игрок справа от каната, другой слева и т. д. - так игроки не будут друг другу мешать во время состязания.) Каждая из команд берется за канат со своей стороны (за своей контрольной линией). Предупредить детей, что во время перетягивания - перехватывать канат нельзя, поэтому нужно сразу взяться за него так, чтобы было удобно. Ноги на ширине плеч, согнуты в коленях. Ведущая нога чуть впереди. (Можно, на канате завязать платочки, место захвата для рук)
По сигналу учителя дети начинают тянуть канат - каждая команда в свою сторону.
Выигрывает команда, которая первая перетянула ленточку (середину каната) за свою черту.
Чья команда выиграла, та получает ободок «Ферзя».
III. Рефлексия. Подведение итогов.
1. Построение.
(Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя.)
- Все молодцы! Все активно и командно участвовали, играли и состязались. Сегодня мы познакомились с интересной игрой, как в шахматы. Теперь мы знаем, какие фигуры есть в шахматах. Назовите их. (Дети называют). – Что интересного вы еще узнали об игре в шахматы? (Варианты ответов детей). – Совершенно верно, первыми всегда ходят – белые. - Пешка, которая смогла перейти все поле - может стать любой фигурой, кроме короля. – Что короля остальные фигуры должны защищать. Молодцы!
2. Сбор инвентаря.