Маргарита Черныховская
Специфика проявления страха смерти в различных возрастных периодах
▼ Скачать + Заказать документы
Специфике проявления страха смерти в различных возрастных периодах посвятили свои работы многие авторы, такие как Г. С. Абрамова, Н. М. Амосов, И. Н. Веселкова, М. В. Гемезо, Е. В. Землякова, Т. В. Колчина, М. Н. Фельдштейн и другие
Самосознание – это величайший дар, сокровище, равное самой жизни. Именно оно делает человека человеком. Однако, цена его высока – это боль от понимания того, что мы смертны. Страх смерти – понимание того, что мы вырастем, расцветем и неизбежно увянем и умрем, – извечный спутник нашей жизни.
Смерти боимся мы все: мужчины, женщины, дети. Все и каждый. У одних этот страх существует в виде неясного общего беспокойства или маскируется под иную психологическую проблему. У других он проявляется открыто, а у некоторых людей перерастает в настоящий ужас, способный уничтожить счастье и удовлетворение от жизни.
Страх смерти часто является первопричиной проблем, которые на первый взгляд не имеют отношения к ощущению смертности.
У страха смерти длинные руки, часто его влияние остается скрытым. Тем не менее, он может сковывать жизнь человека, никак не проявляясь или выражаясь в симптомах, которые, возможно, не имеют ничего общего с ощущением смерти. Многих людей мучают тревоги, депрессии и другие симптомы, в основе которых лежит страх смерти.
У детей четырех-шести лет развивается самосознание, и ребенок начинает осознавать такие понятия, как течение времени и потери. Пожалуй, страх смерти, который может возникнуть у ребенка, имеет шансы стать полной неожиданностью для родителей. Ведь в целом мы ожидаем от детей беспечности и жизнерадостности, и любая фобия практически не увязывается в нашем представлении с маленьким ребенком. Но фактически такой страх может быть вполне здоровой частью нормального развития. Детям обычно не хватает защитных механизмов – таких, как, например, понимание смерти или религиозные убеждения, – которые помогают взрослым справиться с ситуацией. Кроме того, дети не до конца понимают, что такое «время», и им бывает трудно понять, что некоторые люди иногда уезжают и потом возвращаются, а некоторые уходят навсегда. Это может привести детей к запутанным, а иногда и к страшным для них понятиям того, что значит «быть мертвым». Но квалифицировать страх ребенка как фобию можно только в зависимости от его тяжести и продолжительности по времени – как правило, это более полугода.
Страх смерти цикличен: он то возрастает, то ослабевает на протяжении жизни. Маленькие дети невольно выхватывают проявления человеческой смертности из того, что их окружает: сухие листья, мертвые насекомые и животные, «исчезнувшие» дедушки и бабушки, горе родителей, нескончаемые ряды могильных камней. Дети наблюдают все это, но, следуя примеру родителей, молчат о том, что видят. Если же они выражают свой страх открыто, родители заметно теряются и, конечно же, спешат успокоить их. Иногда взрослые стараются найти слова утешения, а иногда пытаются перевести разговор в плоскость далекого будущего или начинают рассказывать истории о воскрешении, вечной жизни и воссоединении на небесах.
Страх смерти обычно не проявляет себя, пока человек не достигает подросткового возраста. Когда человек достигает отрочества, страх смерти заявляет о себе в полный голос: подростки часто начинают беспокоиться, размышляя о смерти, некоторые даже подумывают о самоубийстве. Многие подростки противопоставляют этому страху свою виртуальную личность, увлекаясь жестокими компьютерными играми, они ощущают себя властителями смерти. Другие становятся дерзкими, глумятся над смертью, распевают высмеивающие ее песенки, смотрят фильмы ужасов. Некоторые подростки бросают вызов смерти, идя на безрассудный риск.
Подростки и молодежь часто воспринимают смерть, как нечто романтическое, яркое, впечатляющее, но в то же время неизведанное и страшное. А агрессивное и рискованное поведение является их ответом на собственные страхи, и порой непонятно, чего они подсознательно боятся больше – смерти или полную тайн и неизвестности взрослую жизнь, путь в которую у них уже начался.
С годами подростковый страх смерти оттесняется двумя основными жизненными задачами молодых взрослых людей: построением карьеры и созданием семьи. Еще три десятилетия спустя, когда дети уходят из родного дома, а для родителей приближается окончание трудовой деятельности, наступает кризис среднего возраста, и тогда страх смерти обрушивается на нас с новой силой. Достигая вершины жизни, мы смотрим на тропу перед собой, понимая, что теперь эта тропа ведет не наверх, а вниз, к закату и исчезновению. С этой минуты беспокойство о смерти уже никогда не покидает нас.
Жить, постоянно осознавая собственную смертность, нелегко. Жить, вечно цепенея от ужаса, невозможно, поэтому мы изобретаем способы смягчить страх смерти. Мы оставляем себя в будущем благодаря своим детям, становимся богатыми и знаменитыми, придумываем целые защитные ритуалы и придерживаемся нерушимой веры в чудесного спасителя.
Некоторые люди, в основном убежденные в собственной неуязвимости, действуют в жизни как герои, часто не задумываясь о других людях и о собственной безопасности. Другие же пытаются преодолеть болезненное чувство одиночества перед лицом смерти, используя слияние с любимым человеком, с общим делом, с тем или иным сообществом и даже с Богом. В конечном итоге, именно страх смерти лежит в основе всех религий, и каждая из них по-своему стремится смягчить боль осознания конечности бытия. Понимание Бога сходно во всех культурах: он не только избавляет от смертной тоски через понятие вечной жизни, но и смягчает прочие экзистенциальные страхи, предлагая свод правил, обеспечивающих структуру и четкий план осмысленного существования.
Однако, несмотря на сверхнадежные, освещенные веками способы защиты, человек никогда не может полностью побороть страх смерти. Он всегда присутствует в нашем разуме, только порой прячется в его дальнем уголке. Возможно, как сказал Платон, мы не можем лгать глубокой части самих себя.
Во многих случаях осознание смерти может послужить сильнейшим катализатором серьезных жизненных изменений и заставить человека принять важные решения относительно своей жизни. Бывают моменты, когда мы не только лучше начинаем осознавать бытие, смерть и другие неотъемлемые свойства жизни, но, и приобретаем больше желания и возможности значительно изменить свой мир.
В такие моменты мы готовы взять на себя основную задачу человека: построить истинную жизнь, наполненную смыслом, деятельностью, основанную на чувстве связанности с людьми и ведущую к самореализации. Как правило, переход к такому осознанному состоянию совершается в результате экстраординарных и необратимых событий, переживаемых человеком.
Лучшими катализаторами пробуждающих переживаний выступают следующие события:
– горе от потери любимого человека;
– смертельная болезнь;
– разрыв любовных отношений;
– жизненная веха, например, 40, 50, 60, 70 летие;
– тяжелое потрясение: пожар, изнасилование, ограбление;
– уход из дома выросших детей (ситуация «пустого гнезда»);
– потеря работы, смена сферы деятельности;
– выход на пенсию;
– переезд в дом престарелых;
– необычные по силе сновидения, передающие послание из глубин нашего «Я».
Но куда сегодня могут обратиться люди, снедаемые неуправляемым страхом смерти? Кто-то ищет поддержки у семьи и друзей, другие обращаются к религии, третьи – к психологам - консультантам и психотерапевтам.
Учеными доказано, что существует тесная связь между страхом смерти и чувством непрожитой жизни. Иными словами, чем менее эффективно проживается жизнь, чем меньше удовлетворенность человека, тем болезненнее страх смерти.
Поэтому взгляд в лицо смерти совсем необязательно вызывает отчаянье, стирающее всякий смысл жизни. Наоборот, работа с психологом консультантом или психотерапевтом может в этой ситуации стать стимулом к более полному ощущению жизни и дать новые идеи и понимание, как сделать свою жизнь насыщенной и наполнить ее подлинным смыслом.
Кроме того, для преодоления страха смерти не достаточно новых идей, касающихся формирования ощущения удовлетворенности, но необходимо установление глубокого контакта с другими людьми. Работа с психотерапевтом как раз может дать много практических приемов, которые помогут реализовать идеи в повседневной жизни и установить близкие взаимоотношения с другими людьми.
В детстве смерть воспринимается как отвлечённое событие, не затрагивающее личность ребенка, даже когда из жизни уходит близкий человек. Ребенок не связывает смерть с собой, своим жизненным путем. В отроческом и юношеском возрасте смерть насыщается глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с уходом близких. Она воспринимается как невосполнимая утрата. В зрелом возрасте смерть заставляет задуматься о конечности жизненного пути. Смерть ставит вопрос: что будет за ней? И это наполняет духовную жизнь человека новым содержанием, приводит к переосмысливанию и переоцениванию предшествующей жизни.
С точки зрения авторов И. Н. Веселковой и Е. В. Земляковой у многих обостряется страх смерти, что проявляется либо в категорическом избегании пожилыми страха смерти, либо в постоянном обращении к ней в форме «скорей бы умереть, уже надоело жить, зажилась и т. п.», когда человек принимает неизбежность собственной смерти, то и страх смерти отпадает сам собой.
Обсудим специфику страхов в пожилом возрасте и в старости. В целом уровень страхов повышается, поскольку, с одной стороны, они накапливаются в течение жизни, с другой – угрозу представляет приближение конца. Понятно, что основным является страх смерти, который может принимать различные формы: одиночества, болезни, будущего и даже ирреальных страхов (например, перед преследователями). Страх смерти может проецироваться на окружение, которое в этом случае видится в негативном контексте. При этом вербальные указания на желание смерти типа «зажилась уже» свидетельствуют не об отсутствии страха, а как раз об обратном. Как известно, проблема страха смерти достаточно трудна для обсуждения. Не освободиться от страха смерти должен человек, а жить, оставаясь живым. Внешне это может выглядеть как свободное обсуждение проблем собственного ухода, возможной жизни родных без него. Причем это обсуждение в основном будет носить характер заботы об остающихся ближних [56] .
Таким образом, в старости человек подводит итоги, и если воспринимает жизнь, как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает, что смерть – естественный конец жизни. Если же человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря и состояла из разочарований и ошибок, теперь уже непоправимых, то его настигает чувство бессилия. Приходит страх смерти. Страх смерти – это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно поэтому оно и может быть преодолено. Эпикур: «Смерть для человека реально не существует, он с нею «не встречается». Поскольку он есть, смерти нет. Когда же она есть – его нет. Поэтому ее не стоит страшиться» .