Роман Кузичев
Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей в детской школе искусств
▼ Скачать + Заказать документы
1. Условия, которые предлагает школа искусств, для качественного образования своих учеников.
Обширная библиотека литературы по искусству, натурный фонд из бытовых предметов и гипсов, видеотека и плакаты по учебным предметам «История изобразительного искусства» и «Беседы об искусстве», новые мольберты, картон и краски для живописи, вот далеко не полный перечень того необходимого для качественного образования, что предлагает сегодня детская школа искусств ученикам и родителям. На входе в парке расположились арт-объекты палитры с карандашом и кистью. В городе и за его пределами о нас знают, и тем не менее, проблемы с наполняемостью и качеством знаний остаются. Тому есть ряд объективных причин.
Публикация «Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей в детской школе искусств» размещена в разделах
Наполняемость. Количество детей в некоторых группах небольшое, но и город у нас маленький, работают другие детские учреждения дополнительного образования, у детей разные интересы.
Можно, конечно,рассчитывать на приток из младшего возраста, но дети взрослеют и у них меняются интересы и, как показывает практика редко кто из них выдерживает длительный восьмилетний марафон предпрофессионального образования. Поэтому мы и ввели годичные общеразвивающие программы.
2. Какие условия необходимо создать дополнительно для более качественного обучения в нашей школе.
Так что же предстоит нам сегодня создать для качественного образования. Атмосферу,чтобы детям было комфортно в наших стенах? Она есть. На вопросы анкеты для родителей один небольшой резчик сказал, что «все в школе искусств мне нравится, просто шикарно.» Слово «шик», в моем понимание-это аббревиатура, где буква "Ш"- школа (обучение ремеслу,
" И"- искусство (духовная и эмоциональная жизнь) и "К"- культура (нравственные устои общества, скрепы, при помощи которых школа, как общественный институт способна противостоять массовой культуре).
Почему же некоторые дети такие стали ленивые и мы в вами вынуждены для них занижать планку оценок на просмотрах и говорить о повышении качества образования? Дело в приоритетах современного школьника. Сегодня, на первое место выдвинулись мотивация, смысл и цель образования (есть даже образовательный форум молодежи "Территория смыслов") ,а знания, умения и навыки отодвинулись на второй план. Зачем ученику-прикладнику что-то качественно делать, если можно пойти и купить в магазине. Современный художественный рынок предлагает, как готовую красивую вещь, так и полуфабрикаты для детского творчества. Можно получать дополнительное образование в крупных образовательных центрах, или вообще не выходя из дома, что в особенности актуально для учеников, проживающих в больших городах.
Если массовая школа держит ребенка при помощи ЕГЭ, без успешной сдачи, которого невозможно получить престижную профессию, то дополнительное образование ориентируется на меняющийся социокультурный запрос общества. Ребенок много времени сидит в школе и дома, ему необходимо больше движения, соответственно востребованы будут занятия физкультурой, хореография, вокал, в меньшей степени ремесло. Тем не менее, предметы материальной культуры по прежнему играют огромную роль в жизни детей и подростков.
Большую роль в популяризации того или иного творческого вида деятельности играет телевизионные конкурсы детского творчества. Декоративно - прикладное и изобразительное творчество не рекламируют, поэтому и детей, особенно подростков в этой сфере мало. На международном фестивале «Я могу» в г. С. -Петербурге (январь 2019г) в номинации «Изобразительное искусство» было представлено 32 человека, когда на хореографии, вокал и театр несколько сотен. Наши три юных художницы из небольшого городка с не самыми сильными работами в семерке номинантов. Подобная ситуация с детским художественным образованием в стране не может не беспокоить.
Прикладникам тоже непросто. Сегодня требуется арсенал качественного оборудования, но нет средств на его приобретение. А качество производимой продукции на оборудовании, которое есть сегодня в мастерской художественной обработки, оставляет желать лучшего. Были времена, когда мастера справлялись со сложными задачами в резьбе по дереву вручную, без электроинструмента. Зависимость современных детей от машин, желание переложить ответственность с себя на помощника, влечет к потере интереса у ребенка к ручному труду, слабо развивается моторика рук, а, следовательно, мышление и фантазия.
Основной причиной неуспеваемости некоторых детей является фактор загруженности ребенка в массовой школе, который не позволяет ему с должной мерой серьезности относиться к занятиям в школе искусств. Другая серьезная причина, наши дети утонули в гаджетах, они разучились принимать самостоятельные решения, фантазировать. Леонардо да Винчи учил своих учеников разглядывать пятна на штукатурке. Я когда начинал работать в селе Воскресенское (в 30 км от Данкова) педагогом, расписывал стену в кабинете истории. Так вот подмалевок, в котором была видна загрунтованная олифой стена, а светлые части изображения людей и объектов подчеркнуты темным, был интереснее, ученикам и взрослым он нравился больше, чем окончательный вариант росписи. Кстати,исторический факт, когда ученики профессора Академии художеств И. Репина начали упрекать его в том, что он ничему не учит (я так полагаю у Репина не было определенной методики преподавания предмета) он им в ответ возразил: «Стены учат».
Что делать? Как переломить ситуацию?
- у школы должна быть выездная летняя практика в селе. Поехать туда может любой желающий ребенок Вопрос с питанием и проживанием непростой, но люди организуют в школах подобные формы летней работы с детьми.
-надо всерьез заниматься самообразованием преподавателей школы искусств.
Известный литератор 19 века К. Прутков говорил, «некоторые люди похожи на колбасы, чем их начинят, то они и носят в себе». Мало иметь качественную начинку, важно уметь ее применить в деле. А для этого важно, чтобы новое в теории подкреплялось практикой. Поэтому, я такое значение на занятиях теоретического цикла с детьми придаю работе с разными материалами: картон, пластилин, проволока, фольга и пр.
- надо совершенствовать сложившуюся систему набора и приема детей при поступлении в школу искусств, вести индивидуальную беседу об успехах и неудачах учеников с ними и родителями, пропагандировать детско-юношеское творчество.
- и пожалуй, самое трудное, необходимо совершенствовать методику преподавания предмета. Великий французский художник Поль Сезанн говорил: «Важно не что рисовать, а как!» Как сделать методику преподавания предмета интересной и доступной для каждого ученика?
Здесь, я вижу, как минимум два направления:
первое - необходимо сделать познание мобильным, то есть ученик узнает нечто новое в процессе рисования, возможность изменения важнее конечного результата. На этом этапе главный предмет - это ластик. Лишь очень одаренные ученики обходятся без ластика, рисуя ручками или фломастерами сразу без предварительного наброска карандашом. Визуальная картинка в виде плаката или слайда не самоцель, она всего лишь средство для достижения чего-то нового, пока еще смутно сидящего в подсознании ребенка,
второе - это работа с зоной ближайшего развития ученика, на что, ребенок, по- вашему мнению, еще способен, выжать из него максимум фантазии и мышления можно сделать при помощи системы подсказок. Делать это надо аккуратно. Любая подсказка ведет к цели урока и одновременно тормозит развитие одаренного ребенка (ученик со «средними» способностями без подсказки просто не сможет).
К чему мы должны прийти в результате.
Возможно, повысим успеваемость и посещаемость занятий, улучшим качество обучения, разнообразим формы работы с детьми и родителями, откроем новые горизонты для учеников и преподавателей, заставим больше говорить о себе общественность. Почему, возможно? Дело в том, что мы с вами занимаемся художественным образованием, искусством, а в этой сфере говорить о прогрессе сложно, в отличие от техники, здесь скорее более значимо понятие «нового» .
Тем не менее, в долгосрочной перспективе наши усилия дадут определенные плоды. Результат дополнительного образования совместной деятельности ученика и преподавателя увидим по важному критерию качества обучения - по самоопределению учеников, их успешной работе и творческим достижениям.