Полина Айдиева
Создание пространственно-предметной среды для детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Создание пространственно- предметной среды для детского экспериментирования.
Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной, самостоятельной детской деятельности. Создание в дошкольном учреждении пространственно- предметной среды развития и саморазвития ребенка, способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей.
Публикация «Создание пространственно-предметной среды для детского экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Такая среда строится на таких принципах, как:
-принцип династии, определенной позиции при взаимодействии ребенка с объектами неживой природы, помогающий обнаружить физические законы.
-принцип активности, самостоятельности, предлагающий обнаружение физических законов при взаимодействии ребенка и находящимися в группе объектами.
-принцип стабильности и динамичности. В группе каждый объект имеет свое место, если возникает необходимость передвинуть его, то на новом месте он то же отношение взаимодействия.
-комплексирование и гибкое зонирование. Данный принцип помогает выразить связи, существующие в мире живой и неживой природы, в жизни человека и природы.
-принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой.
Пространство группы представлено как природное и вписанное в него социальное пространство жизнедеятельности детей. Природное пространство может включать следующие мини-среды : ландшафт с объектами природы (лес, горы, поле). Вокруг этих стабильных мини-сред композиционно увязывается остальные интегрированные природно- культурные мини-среды : реальной и исследовательской деятельности в природе, творческо-преобразующая, научная лаборатория экспериментирования.
В мини-среду научной лаборатории вносят модели последовательности проведения экспериментов, соотнесенные с реальными объектами, явлениями, предметами в группе; схемы различных способов достижения цели познавательной цели. Детям предлагаются модели знакомых игр, позволяющие им или повторить пройденный материал, или изменить его, закрепить в естественной игровой среде. Такая форма организации пространственно- предметной среды группы полностью соответствует содержанию и цели: формированию основ экспериментально- исследовательской культуры дошкольников.
Материал детских игр должен позволять ставить постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности. Для этого он должен быть достаточно простым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложненным и упрощаемым.
Необходимо внести в среду различные природные материалы (листья, шишки, песок и т. п, предметы- посредники (бумагу, краски, кубики и т. п, которые достаточно просты в использовании, безопасны: благодаря самой своей простоте таят в себе тысячу новых комбинаций и не наскучат ребенку. Играя таким материалом, ребенок ставит себе все более отдаленные, сложные интеллектуально- познавательные задачи для разрешения, познавая физические закономерности.
Таким образом, развивающее пространство группы представляет собой единую цель мини-сред, где бы осуществлялось развитие экспериментальных способностей ребенка- дошкольника. В группе создаются условия для того, чтобы в процессе экспериментально- познавательной деятельности ребенк систематически самостоятельно осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.