Вера Федоровна Жесткова
Создание проекта «Никто не забыт» для воспитанников с ОНР по патриотическому воспитанию в МОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Жесткова Вера Федоровна,
учитель – логопед высшей квалификационной категории
МОУ детского сада №90, г. Волгоград.
Багмутова Ирина Петровна,
инструктор по физкультуре высшей квалификационной категории
МОУ детского сада №90, г. Волгоград
Аннотация. В статье описаны этапы работы над созданием проекта по патриотическому воспитанию для детей с диагнозом ОНР в МОУ. Представлены основные этапы работы, ожидаемые результаты, алгоритм работы с семьей.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, этапы работы, интеграция, образовательные области, результат, устойчивость проекта.
Публикация «Создание проекта „Никто не забыт“ для воспитанников с ОНР по патриотическому воспитанию в МОУ» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников : образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только, что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть.
Метод проектирования позволяет расширить возможности учителя – логопеда, а также всех участников образовательного процесса в реализации коррекционно – образовательных задач, уйти от стандартной подачи программного материала. Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема. Решая в ходе проектирования познавательно – практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых впечатлениях, фактах, адекватно общаться с окружающими. Основная цель проектного метода в ДОУ (группе с ОНР) – развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:
обеспечение психологического благополучия и здоровья;
развитие познавательных способностей;
творческого воображения и мышления;
коммуникативных навыков.
Ребёнок, ставший участником проекта реализует, свои возможности в разных видах деятельности и образовательных областях: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное», «Речевое», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие». А так же в игре, посвященной профессиям защитников отечества; при беседах, где активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными средствами воплощения художественного замысла. В музыкальной деятельности самовыражаются через музыкальное творчество. В танцевальной деятельности, при исполнении маршевой композиции с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. В физкультурной деятельности – через подражательное воспитание (солдаты сильные, смелые, выносливые, крепкие, физически сильные). Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Мы живем в прекраснейшем городе – герое Волгограде. И должны помочь детям узнать, чем славен и известен всему миру наш город, его великий подвиг во время Великой Отечественной войны, о людях, его совершивших. Ведь именно в процессе познания своего, родного, близкого, через его личные переживания, происходит обогащение духовного мира ребенка, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества. Работа по патриотическому воспитанию проводилась в рамках ДОУ «Детский сад» № 90 в 2010 – 2011 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей. Накоплен материал по теме. В ходе проводимой работы мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Участники проводимой деятельности решили обобщить свой опыт работы и представить его в виде проекта. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Проект «Никто не забыт…» предоставляет детям возможность получать новые знания, пробуждает и развивает интерес к разным видам деятельности. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить. Использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность, способность добывать новые знания, используя разные способы, почувствовать свои силы в решении актуальных, социально значимых проблем. Приобрести необходимый личный опыт.
Таким образом, проектная модель гражданского образования позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к непрерывному гражданскому образованию.
Проект «Никто не забыт…» представляет собой патриотическую направленность.
Цель:
-формировать патриотические чувства на основе ознакомления с ближайшей средой и боевыми традициями земляков;
-стимулировать стремление знакомиться с историей родного края;
-способствовать воспитанию чувства гордости за героическое прошлое малой Родины.
Задачи проекта :
-пробудить интерес к истории родного города - как города Воинской Славы;
-формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и памятным местам, стремление к их сохранению;
-развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (моделирование, коллекционирование, изобразительная деятельность и т. д.);
-вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации;
-привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войны.
Новизна проекта :
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как познавательное развитие, музыка, хореография, развитие речи, коммуникация, изобразительное искусство, двигательная активность в социальную сферу деятельности детей.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный
По характеру: внутри МОУ.
По количеству участников: коллективный (дети, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители).
Направления проектной деятельности.
Разделы программы, содержание которых включено в проект : социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, продуктивная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, познание, физкультурная деятельность.
I. Работа по образовательным областям: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» :
расширение и активизация словаря в рамках темы;
развитие словесно – логического мышления дошкольников;
заучивание стихов по теме.
развитие интонационной выразительности;
воспитание чувства сопричастности, гордости, любви к родному городу, стране, уважения к старшему поколению.
2. Продуктивная деятельность (изобразительная деятельность) :
Рисование по теме с использованием различных технических приемов
3. Конструктивная деятельность:
-Изготовление подарков для ветеранов «Кораблик» из бумаги, барельефа «Звезда» с использованием тестопластики;
-аппликации по теме.
4. Музыкальная деятельность:
разучивание песен, стихов и маршевых композиций
изготовление костюмов и оформление зала для праздника «»
формирование темпо–ритмической стороны речи, воспитание интонационной выразительности.
5. Физкультурная деятельность:
развитие двигательной активности;
координации движений;
координация общей и речевой моторики.
6. Игровая деятельность:
-организация сюжетно – ролевых игр по теме;
-дидактических игр;
-подвижных игр.
II.1. Работа с семьей:
сбор информации об участниках ВОВ, «детях Сталинграда» в кругу родных и знакомых;
предоставление фотографий участников войны, «детей Сталинграда».
оформление выставки: «Я горжусь своей семьей».
предоставление фотографий по теме: «По местам боевой Славы» (семейные посещения памятных мест Волгограда, совместных работ по теме).
создание самодельных книг
оформление альбома
III. Творческая деятельность детей:
рисование по теме с использованием различных техник и материалов;
коллективные работы по аппликации;
изготовление подарков для участников ВОВ, «детей Сталинграда».
подготовка и участие детей в праздниках, спортивных развлечениях.
IV. Работа с участниками коррекционно–образовательного процесса (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре) по реализации проекта.
Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, физическое развитие, работа с родителями.
Срок: средней продолжительности 3 месяца.
Род деятельности: информационная, творческая, поисковая.
Этапы проектной деятельности :
1) выбор цели;
2) разработка плана;
3) практическая часть (выполнение проекта)
4) итог (презентация, оформление альбома, изготовление самодельных книг, книг раскладушек).
Поэтапное планирование проектной деятельности
I. Подготовительный:
1. Провести беседу на тему победы Советских воинов в Сталинградской битве.
2. Чтение книг.
3. Подготовить танец «Чайка» (музыкальный руководитель, комплекс ритмических упражнений «Бескозырка белая» (инструктор по физической культуре).
4. Разучивание стихов, песен, подготовка сообщений совместно с родителями по теме “Герои Сталинградской битвы”, рассказ о своих родственниках – участниках ВОВ.
5. Рассматривание иллюстраций, фотографий
6. Просмотр документальной хроники.
II. Практическая часть:
1. Беседа: «Какие памятные места в районе вы знаете?»
2. Экскурсия к памятнику Саши Филиппова.
3. Экскурсия к памятнику «Морякам Североморцам»
4. Экскурсия к памятнику «Гаситель»
5. Экскурсия к «памятнику чекистам»
6. Проведение тематических занятий
7. Проведение спортивных и музыкальных праздников, развлечений
8. Привлечение детей и родителей к планированию и реализации намеченного плана
III. Итог: Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и ее оформление:
1. Оформление выставки рисунков, фотографий по теме
2. Выставка детских рисунков после каждой экскурсии.
3. Оформление логопедического уголка «Никто не забыт и ничто не забыто».
4. Оформление альбома, самодельных книг, книг - раскладушек.
5. Презентация.
6. Ознакомление детей и родителей с результатами проекта.
Предполагаемый результат:
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества. Активизация речевой активности, обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи, умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи. Решается немаловажная задача культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Пополнение содержания мини – музея «Боевой Славы» ДОУ детский сад № 90.
Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Необходимые условия реализации проекта :
интерес детей и родителей;
методические разработки,
интеграция со специалистами детского сада.
Методы проекта :
наблюдение,
совместные игры,
экскурсии,
познавательные игровые занятия, конструктивная деятельность,
беседы.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
подбор исторической литературы,
подбор произведений русского народного творчества,
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
подготовка разного вида бросового материала
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
дидактические игры,
выставки книг, рисунков, поделок,
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Достигнутые результаты:
Рост познавательной активности детей повысился на 24 %.
Анализ результатов усвоения знаний по программам «Коррекционное обучение и воспитание детей 5–летнего возраста с общим недоразвитием речи» Филичевой Т. Б, Чиркиной Г. В., «От рождения до школы» Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей, высокий уровень социализации детей группы, повышение активности родителей в делах группы. Итоги работы по реализации проекта представлены в мультимедийной презентации.
Устойчивость проекта, предложения по возможному распространению проекта :
Данный проект может быть использован дошкольных и школьных учреждениях для младших школьников.
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Литература:
1. Евдокимова Е. С. Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ. Журн. Управление ДОУ 2002 № 6.
2. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журн. Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Коротовских Л. Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Журн. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Журн. Управление ДОУ 2006 № 8.
5. .Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Комратова Н. Г. ,.Грибова Л. Ф. Моя малая Родина. Журн. Управление ДОУ 2005 №1.
7. Жирякова И. В. Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. Журн. Управление ДОУ 2008 № 4.