Анжелика Касьянова
Создание коррекционно-развивающей речевой среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Создание коррекционно-развивающей речевой среды в ДОУ
Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.
Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества.
Публикация «Создание коррекционно-развивающей речевой среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ребёнок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путём. Лингвистическое развитие ребёнка неразрывно связано с сенсорным.
Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т. е. восприятий получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей. Вне конкретного мира речь развиваться не может, а мы знаем, что ничто так не отражается так отрицательно на общем развитии ребёнка, как отсталость в развитии речи.
Для того чтобы развивалась речь ребёнка, понимаемая как отражение ясных и отчётливых представлений, а не пустая вредная болтовня, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и результаты наблюдений отражать в слове.
«В раннем детстве, - писал Песталоцци, - вовсе не следует резонерствовать с детьми, а надо ограничиться следующими средствами для их умственного развития:
как можно больше расширять круг их наблюдений;
прочно и систематически укреплять в них представления, добытые при наблюдении;
давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения» [1, стр. 4]
Слово закрепляет представления и делает их долее прочными.
Важное значение при формировании высших психических функций у ребёнка с проблемами в речевом развитии имеет организация предметно – пространственной развивающей среды.
Педагоги должны организовать обстановку так, чтобы дети могли из неё непринуждённо и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них появилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.
Известно, что предметно – пространственная развивающая среда создаёт возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней дети реализуют свои способности.
Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими группами. Не следует перегружать уголки, так как это затрудняет выбор игр ребёнком, - лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребёнка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребёнку, предоставляющей ему полную свободу действий. Среда должна быть насыщена разнообразным наглядно – дидактическим материалом, пособиями и развивающими играми.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи детей. С точки зрения А. С. Выготского развитие речи происходит в процессе интериоризации с внешних значений слова во внутренние личностные смыслы. И затем из внутренней речи слова переходят из смысла в значение. Поэтому необходимо создание таких средств развития ребёнка, которые бы помогали внутреннему значению слова приобрести его общекультурный смысл.
С точки зрения психолингвистов И. Н. Горелова, К. Ф. Седова, А. Н. Леонтьева речевая деятельность ребёнка разворачивается в том случае, когда возникает мотивирующая коммуникативная ситуация. Коммуникация с ребёнком должна способствовать появлению у него потребности в высказывании слова. Эта ситуация связана с диалогом между ребёнком и взрослым. Выбирая средства организации такого речевого диалога, педагогу важно учитывать, что ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятные условия для развития речи. Игра развивает язык, а язык организует игру. Одиноко играющий ребёнок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой. Дидактическая игра может служить одним из средств, с помощью которого организуется коммуникативная ситуация.
Неисчислимы те знания, умения, которые ребёнок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Дидактическая игра представляет собой, многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством воспитания личности ребёнка. С помощью дидактических игр у детей развивается произвольное поведение, повышается интеллектуально – творческая активность, пополняется и активизируется словарь, формируется лексико-грамматический строй и звукопроизношение, развивается память, мышление, внимание, фонематический слух и связная речь. У ребёнка появляется стремление к познанию нового. Он начинает действовать самостоятельно, инициативно, проявляет свою точку зрения на происходящее, учится воспринимать мнение другого.
При изучении коррекционно-развивающей речевой среды в нашем ДОУ, учителями-логопедами было выявлено, что созданная предметно-развивающая среда не представляет собой сформированную, целостную систему, отвечающую организации развивающей речевой среды.
На основании теоретических положений был разработан и внедрён организационно-методический проект «Создание коррекционно-развивающей речевой среды в ДОУ», целью которого было создание целостной развивающей речевой среды, способствующей расширению возможностей для взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками, его познавательному, речевому развитию.
Задачи проекта:
Формирование информационной готовности педагогов ДОУ к созданию эффективной коррекционно-развивающей среды.
Расширение теоретических и практических знаний и умений в организации эффективной коррекционно-развивающей среды.
Способствовать росту профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекционно-педагогической работы с детьми по преодолению речевых нарушений.
Создание позитивной образовательной среды, способствующей раскрытию и реализации творческого потенциала каждого педагога и всего педагогического коллектива.
Создание копилки педагогического опыта по использованию игровых методов, приемов и наглядно-дидактических пособий по развитию речи у дошкольников.
Разработка моделей и изготовление многофункциональных дидактических пособий.
Организация проекта осуществлялась на основе следующих принципов:
• Принцип информационной достаточности.
• Принцип системного подхода к построению работы с педагогами.
• Принцип открытости дидактического процесса.
• Принцип личностно-ориентированного взаимодействия с педагогами.
Учителями-логопедами были проведены консультации, мастер-классы по изготовлению дидактических пособий по разным разделам программы, обучающие игротеки, выставки-презентации наглядно-дидактических пособий, изготовленных своими руками.
После реализации проекта, предполагаемые нами результаты были достигнуты:
Педагоги владеют знаниями и практическими умениями в организации эффективной коррекционно – развивающей среды.
Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекционно – педагогической работы с детьми по преодолению речевых нарушений.
Педагоги проявляют творчество в создании развивающей речевой среды и в коррекционной работе с дошкольниками.
Создана копилка педагогического опыта по использованию игровых методов, приёмов и наглядно – дидактических пособий.
Систематизирован наглядно – дидактический материал в речевых уголках групп по всем разделам развития речи.
Педагогами ДОУ разработаны, созданы и внедрены в практическую деятельность разнообразные, с учётом современных требований, пособия и дидактические игры.
Таким образом, организованная нами работа подтверждает, что создание коррекционно-развивающей речевой среды в ДОУ и использование дидактических пособий, носящих занимательно-игровой характер, способствует расширению возможностей для взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками, его познавательному речевому развитию, а также повышает речевую мотивацию детей, помогает устранить речевой негативизм и укрепляет психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление).
Список литературы:
1. Горелов П. Н., Седов К. Ф. «Основы психолингвистики» учебное пособие.
Издательство «Лабиринт». М., 1998 г.
2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей /Под ред. Сохиной Ф. А. – М. : Просвещение, 1981.
3. Шигина Г. Ф., Попкова Е. Ю. Коррекционно – развивающая среда логопедической группы / Журнал «Логопед» №5 /Под ред. Степановой О. А. – М. : ООО «ТЦ СФЕРА» 2008.