Анна Хмелева
Создание центра уединения детей «Любимый уголок».
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме эмоционального благополучия ребенка. Эмоциональное благополучие обеспечивает дошкольнику высокую самооценку, формирует самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет окружающая среда. Центр уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, но иногда это происходит по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя некомфортно, зажато или, наоборот, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Публикация «Создание центра уединения детей „Любимый уголок“,» размещена в разделах
Цель:
1. Создать центр уединения в группе в соответствии с ФГОС.
2. Расширить возможность личного пространства, места уединения для детей в групповом помещении.
Для организации уголка уединения не требуется много места. По размеру он не должен быть громоздким, а может напоминать маленький уютный домик, шатёр, палатку. Главное, чтобы ребёнок чувствовал себя в нём защищённым. Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие, цвета.
Изготовить такой домик мы решили в виде шатра, в качестве несущей конструкции и каркаса использовали металлопластиковую трубу и крепления, в качестве занавеса – цветную легкую ткань и нитяные шторы. Дети свободно могут закрыть его и открыть.
Мы не случайно выбрали в оформлении Уголка желто -зеленую гамму цветов, так как зеленый цвет наиболее благоприятно воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Заглянув в домик на небе светит солнышко. Взглянув наверх, у ребёнка развивается чувство прекрасного, что способствует хорошему настроению. На полу, в домике, разместилась полянка с цветами (коврик, на которой можно посидеть. В уголке стоит мягкий диван и столик.
Уголок уединения в детском саду мы наполнили предметами, которые ребенку близки, к которым он испытывает теплые чувства. В домике лежит телефон, по которому ребенок в любое время может позвонить маме и папе. Здесь же альбом с семейными фотографиями. Открывая его, ребёнок мысленно оказывается со своими близкими. Ещё в домике можно поиграть своей любимой игрушкой, прижать её посильней к себе.
Ребенок так же может попросить воспитателя помочь ему написать письмо родителям и отправить его по «Волшебной почте».
Немаловажными атрибутами психологического уголка является знакомство детей с различными эмоциональными состояниями, а также научить дошкольников передавать эти эмоции. Уединившись, ребенок может примерить на себя любую эмоцию, посмотрев на картинки «Наше настроение». На стене размещены фотографии, отображающие грустное, спокойное, веселое, озорное настроение. Дети отвлекаются от своих отрицательных переживаний и как следствие забывают о них, таким образом, налаживается микроклимат в группе.
«Кубик настроения» - на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его, выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту, которую он бы хотел почувствовать Смайлики – эмоции помогут ребенку посмотреть на себя со стороны и, успокоившись, выйти из Уголка с улыбкой.
Обязательный атрибут нашего уголка — подушки, на которые малыш может прилечь и отдохнуть, они и «подушки- обнимушки», которые можно обнять и прижать к себе. Также в уголке можно послушать плеер с расслабляющей музыкой (шум воды, дуновение ветра, пение птиц, звуки дождя). Помимо мягких подушек, желательно «населить» уголок мягкими игрушками.
«Коробочка гнева» - это коробка, куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду», справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету).
«Зеркало настроения» - если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.
«Коврик злости» — резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться. Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
В уголок уединения мы положили дидактические игры «Чувства и эмоции», «Угадай эмоцию», «Эмоции в сказках», шнуровки, пластилин, набор для рисования в яркой коробке – блокнот для рисунков, листы бумаги, карандаши, фломастеры - все то, что способно отвлечь внимание ребенка на некоторое время.
Все игры и игрушки не хранятся в уголке постоянно, вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости. Эффективность работы зависит от того, насколько дети осведомлены о предназначении уголка, его оснащённости и умении пользоваться атрибутами. Поэтому детей познакомили с уголком сразу после его организации, предложили осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.
Для родителей также была проведена презентация центра и фотовыставка центра уединения в группе «ВКонтакте».