Лунд Любовь Ильинична
Создание благоприятного микроклимата в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА В ДОУ.
ФГОС ставит перед дошкольным учреждением одну из важнейших задач - охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей, их эмоциональное благополучие. Несомненно, что правильно организованная предметно-пространственная среда является для ребенка важнейшим фактором его всестороннего развития. На педагога-психолога в ДОУ возложена ответственность за психологическое здоровье детей. Работа специалиста заключается не только в развивающей и коррекционной, но и в просветительской миссии. Эта работа является важнейшим аспектом для получения знаний, умения правильно поступать в различных ситуациях, для предотвращения психологических расстройств у детей и взрослых. В дошкольном учреждении педагог – психолог сопровождает 12 групп, поэтому не всегда может осуществить сиюминутную помощь и поддержку. В такой помощи нуждаются и дети и взрослые. Перед педагогом-психологом стояла задача изучить и проанализировать предметно-развивающую среду во всех группах ДОУ, с целью изучения благополучия в группах. При анализе выяснилось, что предметно-развивающая среда каждой группы оснащена в соответствии с возрастными особенностями и ФГОС. Но, к сожалению, было отмечено, что иногда в данной среде нет необходимого инструментария и соответствующего места для создания психологического комфорта и развития важных процессов и навыков, которые необходимы для развития и для сохранения психофизического здоровья детей.
Публикация «Создание благоприятного микроклимата в ДОУ» размещена в разделах
Поэтому было решено, изготовить такое пособие, которое не займет много места, но будет многофункциональным, эффективным по всем разделам программы. Одно из направлений в работе педагога-психолога в ДОУ - психологическое просвещение педагогов.
Воспитатель – это тот человек, которого ребенок видит впервые, с которым взаимодействует в детском саду. Именно от воспитателя много зависит: как ребенок будет себя чувствовать, как будет развиваться, будет ли ему комфортно, или же он будет испытывать чувство неуверенности. Разумеется, что у каждого педагога имеется определенный багаж знаний, умений, навыков, которые он использует в своей деятельности. Практика показывает, что и таким профессионалам нужна помощь «узких специалистов», с помощью которых определяет направления развития каждого ребенка. Перед психологом стояла задача представить практический и теоретический материал воспитателям и помочь им получить знания для создания такой среды в группе, которая будет способствовать повышению самооценки, развитию коммуникативных навыков, развитию эмоциональной сферы, развитию психических процессов, развитию мелкой моторики ребенка и т. д. Другими словами, нужно было изготовить такие пособия, чтобы дети могли всесторонне развиваться, что способствует формированию психологического здоровья детей.
К числу самых эффективных методик развития детей относится уникальная разработка, придуманная педагогом и психологом Марией Монтессори. Она отмечала, что маленький ребенок воспринимает информацию в большей степени через сенсорные ощущения. В 1907 году она придумала, как дать детям возможность познавать мир безопасно, и создала первый бизиборд-доску, на которой разместила дверную защелку, цепочку, шнуровку, обесточенные розетку, штекер и выключатель. Сегодня методика, разработанная М. Монтессори, становится особенно актуальной. Одно из таких пособий - бизиборд «Мир вокруг нас». Он отличается от тех, что предлагают на рынке. Доска Бизиборд не имеет каких-то возрастных ограничений. Заниматься на ней можно в любом возрасте, тренируя навыки, которые пригодятся в быту. В процессе игры с бизибордом дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить или помогают сделать своим друзьям то, что освоили сами (коммуникативность и взаимопомощь). Изготовленный бизиборд является более содержательно насыщенным, многофункциональным, доступным, трансформирующим, вариативным, безопасным. С помощью бизиборда решаются следующие задачи:
• Развивать тактильное восприятие, предоставить ребенку возможность познавать мир через тактильное восприятие;
• развивать мелкую моторики рук, логику и мышление;
• формировать причинно-следственные связи;
• развивать самостоятельность и познавательную активность;
• координировать движения;
• развивать воображение;
• развивать различные зоны мозга.
Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Р. Франсэ и др.) подтверждают, что цвет влияет не только на психоэмоциональное состояние ребенка, но и на его интеллект. Из практики могу утверждать, что даже цвет одежды способствует снижению и повышению самооценки, улучшению или ухудшению самочувствия ребенка. Расстегнув волшебный сундучок, дети достают легкие разноцветные платочки с которыми можно производить различные действия (завязывать кукле, развешивать на веревочке, закрепляя их прищепками, продевать в разноцветные колечки).
Тактильное восприятие играет огромную роль в жизни человека, а для детей в особенности. Этот феномен изучали такие ученые Е. Г. Крейдлин, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев. Можно сколько угодно говорить ребенку, что стеклянная поверхность гладкая, прохладная, а меховая мягкая, теплая, но все это ребенок недостаточно усвоит до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевой и меховой поверхности. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить свое мышление. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Чем больше и многообразней опыт ребенка по тактильному восприятию, тем качественней «продукт» его творчества, тем увереннее он себя чувствует.
Душевное состояние зависит от нас самих и находится у детей и у взрослых на кончиках пальчиков. Надавливая кончиками пальцев при включении светильников и фонариков сигнал, поступает в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга. Это способствует лучшему взаимодействию левого и правого полушария, помогает в развитии саморегуляции у детей в стрессовых состояниях. Прижимая к себе пушистого кролика, ребенок успокаивается, или, катая в руках шипованный мяч, который от надавливания начинает светиться разноцветными оттенками, ребенок эмоционально реагирует. Тактильная доска позволяет даже у самых маленьких деток осваивать новые ощущения и развить тактильную чувствительность.
Малышу трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизиборду он может заниматься его изучением до получаса. Таким образом, формируется усидчивость, внимание. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием, развивая свое воображение.
Пособие бизиборд и его презентация по их применению получили высокую оценку у коллег. Было отмечено, что играя с такими пособиями, ребенок учится самостоятельно решать различные задачи, развивается творческое мышление, моторика, тактильное восприятие. Многофункциональность изготовленного пособия позволяет на одной игре решать самые разные задачи. Например, деревянные шары на шнурах закрепляют знания о цветах, длине, форме, счете. Рядом с шарами висит мешочек, в котором лежат «крабики», их можно закреплять на шнурах, получая от этого эстетическое восприятие и развитие мелкой моторики, сравнивать величины, и количества предметов. Развить логическое мышление помогают дверцы, магнитные лабиринты, фонарики, шестеренки. Развивается понимание последовательности действий: нажал кнопку – фонарик загорелся, поднес магнитную ручку – шарик потянулся за ней, открыл замок - открыл дверку – нашел картинку. Для развития координации движений имеются дверные цепочки, защелки, шнуровки, шестеренки, молнии, прорези - «змейки». Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели – застегнуть молнию, привести фигурку по змейке в нужное положение.
Бизиборд «Мир вокруг нас» обеспечивают всестороннее развитие детей, и помогает уберечь их от травмирующих ситуаций окружающего мира.
Литература
1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера – М. : «Просвещение», 1988. – С. 7 – 12.
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет – М. : Просвещение, 1995.
3. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М. : Просвещение, 1997.
4. Зиновьева С. В. Шайдуллина Е. З. Проект организации сенсорного поостранства в условиях дошкольного образовательного учреждения «Будильник».
5. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». – М. : «Мозаика – Синтез», 2009 г.
6. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. 2021.