Елена Дударева
Современные условия нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами физического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников в настоящее время является одной из важных задач детского сада, ведь детство самая благоприятная пора для того, чтобы привить чувство любви к Родине.
В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Ведь у детей дошкольного возраста на данном этапе закладывается фундамент будущей личности. Они более эмоциональны и восприимчивы, а также зависимы от воспитывающих их взрослых (педагогов, родителей, что позволяет с успехом решать задачи нравственно - патриотического воспитания в контексте ФГОС.
Публикация «Современные условия нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами физического развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
• формирование нравственно-духовных особенностей личности;
• формирование чувства гордости за свою нацию;
• формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
• формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - это сложный педагогический процесс и система мероприятий, который должен решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. В его основе лежит развитие нравственных чувств направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления и представлений об общественной жизни страны, труде людей, окружающей природе. Любовь детей к родине носит ярко выраженный эмоциональный характер, их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства.
Главными задачами нравственно - патриотического воспитания ребенка являются :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережному отношению к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к Русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувство ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим.
Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Знакомить детей с русской народной подвижной игрой можно начинать с младшего дошкольного возраста детей.
П. Ф. Лесгафт назвал подвижную игру «упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни».
Одним из эффективных средств воздействия на духовный мир человека является физическая культура и спорт. Необходимо широко использовать средства и методы физического воспитания, для формирования у детей жизненно важных физических и волевых качеств нравственности, через организацию физкультурных занятий, соревнований и различных эстафет.
Занятия по физической культуре позволяют не только овладеть двигательными навыками и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма, помогают закалить характер. Патриотическое воспитание дошкольников подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы играет образовательная область «Физическая культура». Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Формирование патриотических качеств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними. Чтобы достичь положительных результатов в воспитании личности через двигательную сферу ребенка необходимо:
• Способствовать проявлению у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
• Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
• Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе занятий, проведения подвижных игр, эстафет, праздников и развлечений. Данные мероприятия углубляют симпатию и вызывают желание быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Стержневым моментом являются праздники, посвященные Дню воинской славы – «День защитника отечества» и «День победы».
Подобные мероприятия проходят в ДОУ с участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
В процессе организации спортивных мероприятий совершенствуются не только физические, но и нравственно-патриотические качества личности ребёнка, такие как честность, благородство, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, взаимное уважение. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Подготовка и проведение праздников и развлечений объединяются общими переживаниями, у детей воспитываются основы коллективизма. Произведения песен и стихов о Родине, о родной природе, спорте, труде формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей, о профессиях в том числе. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Систематическая работа по патриотическому воспитанию посредством физической культуры способствует формированию патриотизма у дошкольников.
Совместная работа всех педагогов в ДОУ, детей и родителей даст более эффективный результат.
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).
3. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. – М. :Просвещение, 2012.;
4. М. Г. Голубева «Проблема физического воспитания детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе» М. - 2010.;