Людмила Присячева
Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Существуют следующие требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде :
1. Предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды :
Публикация «Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Для всестороннего развития старших дошкольников необходимо предоставлять им возможность полностью использовать среду. Дети принимают активное участие в её организации (украшают холлы и вестибюли детского сада, а также помещения группы своими поделками). Продукты детской деятельности насыщают здание особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.
Предметно-пространственная среда группы для детей старшего дошкольного возраста организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками.
В группе необходимо предусмотреть «уголки уединения», где ребёнок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки ребята сами создают, перегородив пространство ширмой, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр по интересам.
В группе для детей старшего дошкольного возраста создаются различные центры активности:
- центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие игры Воскобовича, коврограф, различные пазлы, мозаики, глобус, микроскоп и д. р.);
- центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (театральный уголок с множеством кукол, масок, большим разнообразием режиссёрских и музыкальных игр; уголок изобразительной деятельности);
- игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
- литературный центр обеспечивает просмотр и чтение художественных книг;
- спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.
Существует ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень её влияния на детей.
Включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум, при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.
Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создаётся детьми в течение дня.
Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Известно что, психологическая позиция старшего дошкольника существенно отличается от младшего и среднего возраста, он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Поэтому, важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Для этого, необходимо чаще привлекать своих воспитанников к созданию окружающей обстановки, а также учитывать их мнения по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать их в сам процесс преобразований.
Как известно, характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Развитию познавательного интереса у детей способствует и организация мини-музеев, например, «Музей Света и Цвета». В помощь при создании музея можно использовать пособие серии «Основы технологии» (раздел «Цвет и Свет», разработанный Г. Н. Белоусовой). Музей включает разнообразные экспонаты: цветные волчки, театр теней, «Цветной город», перископ, а также различные световые «занималки».
Предметно-игровая среда в группе детского сада строится так, чтобы дети могли участвовать во всё м многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссёрских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.
В группе должно быть выделено специальное место и оборудование для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий, на следование и чередование и др.
Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Поэтому, в группе для детей старшего дошкольного возраста необходимо иметь огромное множество игр с правилами: это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора – игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого. Особый интерес у детей вызывает дидактическая игра на подбор пары «Кольца Луллия». Логическая игра в виде бумажных кругов, используется как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце — разнообразные деревья, на другом — их листья или семена. Другой вариант: на одном кольце — животные (домашние, дикие, рыбы, птицы, на другом — их «дома».
Важную роль в развитии дошкольников отводится конструктивной деятельности. Для этого в среду группы детского сада помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разных материалов (пластика, дерева, металла, напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов, в среду группы включают разнообразные схемы-образцы построек, тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.
Следует помнить, что позвоночник ребёнка 5-7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям. Поэтому в физкультурном центре группы необходимо продумать различные способы разминки для детей, которые длительно сохраняют статические позы во время НОД (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания и др.).
В раздевалке на стене целесообразно расположить «чудо-дерево» с фотографиями ребят, где можно узнать, кто сегодня пришёл в детский сад, а кто нет (ребята сами переворачивают листики). «Зеркальная бабочка» является объектом самонаблюдения, самопознания, где каждый ребёнок может разглядеть своё лицо, сравнить его с товарищем, «покорчить рожицы».
Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. Поэтому, в гражданско-патриотическом центре группы найдут своё место герб города Санкт-Петербурга, герб и флаг нашей страны, карта России и др.
Таким образом, пространство, в котором живёт ребёнок, должно оказывать большое психологическое и педагогическое воздействие, иметь определенные структурные и функциональные характеристики для полноценного развития личности дошкольника.