Елена Иконникова
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, ценности личности формируются в семье, дошкольных организациях, школе, в сфере массовой информации и т. д. Но наиболее системно, последовательно духовно-нравственное развитие личности происходит, на мой взгляд, в сфере дошкольного образования, где развитие и воспитание дошкольников обеспечено всем укладом детской жизни.
Именно в детском саду сосредоточена не только интеллектуальная, но духовная и культурная жизнь дошкольника. Отношение к детскому саду, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Публикация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
В 2007 — 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчёркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Концепция нравственно - патриотического воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта первой ступени общего образования.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития воспитанников.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Люди с рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу - это и является патриотическим воспитанием в широком смысле слова.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым и др.
В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Актуальность проблемы: В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, материальные ценности, стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Работая над проблемой патриотического воспитания, мною были обнаружены следующие противоречия:
- между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;
- между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;
- между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному селу на основе обогащения социальных представлений детей.
Длительность работы над опытом
Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным селом проводилась в течение 3-х лет, с 2012 года по 2014 год.
1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2012г. – октябрь 2012г.
На данном этапе проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме на основе диагностики воспитания гражданских чувств (путем опроса) с целью определения представлений о родном селе и отношения к нему.
2 этап – основной (формирующий) – ноябрь 2012г. – март 2014г.
На данном этапе был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей села, его достопримечательностями, проводилась апробация системы работы.
3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2014 года – сентябрь 2014 года.
На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, мониторинг.
Диапазон опыта охватывает систему работы по образовательной деятельности, организации экскурсий и целевых прогулок, консолидации усилий педагога и родителей.
Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей к родному селу в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Целью моей работы является воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников были определены следующие задачи:
1. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
2. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
3. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
4. Воспитывать нравственно-патриотические качества : гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
5. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
6. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
7. Реализация проектов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Решение задач позволило спрогнозировать следующий результат - это воспитанник, способный:
• проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего села;
• способный решать интеллектуальные проблемы (задачи, адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
• проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
• проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;
• воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы, искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
• понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.
• Интерес к историческому прошлому и настоящему родного села Екатеринославка.
• Овладение детьми знаниями о семье, детском саде, городе.
• Участие родителей в реализации воспитательной системы.
В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные образовательные технологии:
• игровые,
• ИКТ,
• здоровьесберегающие,
• проблемные,
• развивающего обучения,
• проектный метод,
Принципы:
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребё нку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).