Людмила Шинкаренко
Современные подходы к формированию у дошкольников представлений о труде взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к формированию у дошкольников представлений о труде взрослых
Работая со старшими дошкольниками по расширению представлений о профессиональной деятельности человека, предлагаем им проследить взаимосвязь между отдельными профессиями. Дети узнают, что оказывается
профессии можно выстроить в цепочки, показывающие последовательность их появления в жизни человека. Например: астроном - космонавт; водитель- машинист ; летчик-космонавт; косарь-комбайнер и т. д.
Публикация «Современные подходы к формированию у дошкольников представлений о труде взрослых» размещена в разделах
Необходимо подвести детей к пониманию того, что любая деятельность человека имеет свой результат: это - рукотворные предметы (старинные, новые и усовершенствованные); произведения искусств (картины, музыкальные и литературные произведения); разнообразные здания, мосты и пр., изобретения и открытия. Хорошее настроение часто тоже результат деятельности людей (например, посещение театра, цирка, концерта, музея или парка аттракционов.)
Представления о рукотворных предметах и материалах можно расширять за счет дополнительной исторической информации как выглядел предмет в разные времена, как совершенствовался, какие новые функции появились и т. п. ; Так как количество тематических занятий по ознакомлению с трудом взрослых ограничено, на занятия педагоги должны выносить наиболее сложные содержания. Мероприятия, спланированные вне занятий, являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять систематизировать накопленные представления о труде взрослых; но и вводить новые содержания.
Формы работы вне занятий
«Встречи с интересными людьми»
Цель: формировать у детей понятие «деятельность человека»; расширять круг познавательных интересов; формировать у детей умение общаться с людьми, вступать с ними в контакт, поддерживать беседу.
Главные методические принципы :
1. Гость обязан во время встречи обозначить в сознании детей все разновидности трудовой деятельности взрослого человека : профессиональный труд, домашний труб хобби и увлечения. Однако гость подробно останавливается только на одном виде труда.
2. Выбранный гостем вид трудовой деятельности взрослого человека, преподносится как можно ярче и эмоциональнее.
3. Обязательно демонстрируются результаты труда; некоторые способы и трудовые действия; предметы-помощники.
4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности :
Профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада; приглашенные профессиональные музыканты, военные, художники и т. д.
Домашний труд – труд по дому : уборка квартиры, приготовление пищи, стирка и т. п.
Хобби и увлечения- труд для души :
а) ручной труд – вязание, шитье, плетение, резьба по дереву, моделирование, макраме и т. п.
б) труд в природе – выращивание овощей, фруктов, цветов; разведение и уход за животными и п. д.
в) увлечения, связанные с искусством – игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование музыкальных записей, книг по искусству, произведений народного художественного промысла и т. п.
Примерная последовательность проведения «Встреч с интересными людьми».
1. Приход гостя. Знакомство с гостем. Приветствие гостя детьми
2. Рассказ гостя о своей трудовой деятельности с демонстрацией результатов труда, трудовых действий, предметов-помощников.
3. Прощание с гостем.
В качестве примера приведу рассказ помощника воспитателя о своем увлечении –вязании.
«Вы знаете, что взрослые много трудятся : ходят на работу; трудятся и дома (стирают, убирают, готовят пищу и т. п., трудятся для души. Сегодня я расскажу вам о своем увлечении, которым я занимаюсь, когда отдыхаю. Это- вязание. Посмотрите, вот эти вещи я связала своими руками (показ вещей)
Для того, чтобы связать эти вещи, мне понадобились спицы (показ спиц). Спицы, главные помощники в моем увлечении. С их помощью я вяжу разные вещи. А как вы думаете, дети, что еще необходимо иметь для вязания? –Конечно, для вязания нужны нитки. Посмотрите, какие они (няня достает корзинку, в которой лежат цветные клубки; показывает их детям).
А знаете ли вы, за что я люблю вязание на спицах? Когда я вяжу, мне кажется, что я превращаюсь в волшебницу. Волшебство –это необычные превращения. Берешь простые спицы и простые нитки, и в твоих руках, с их помощью появляются красивые узоры, теплые вещи. Но разве это не волшебство!
Но волшебство начинается лишь только тогда, когда спицы и нитки попадают в умелые руки. Когда я была маленькой, я не умела вязать (я не была еще волшебницей). Но я любила наблюдать, как вяжет моя бабушка. Когда я чуть подросла, бабушка научила меня вязать. Сначала мне сложно было осваивать секреты вязания, зато сейчас для меня это не тяжелый труд, а удовольствие. Когда я вяжу – я отдыхаю. Посмотрите, как ловко и быстро я умею вязать».
Помощник воспитателя показывает детям свое мастерство в вязании. При этом она предлагает рассмотреть заранее связанный башмачок для куклы (пинетки, и на глазах у детей быстро довязывает второй. Вместе с детьми няня обсуждает, какой кукле надеть эти башмачки.
Воспитатель вместе с детьми восхищается мастерством няни, благодарят ее за рассказ и показ, просят в последующем научить желающих детей вязанию.
Эффективной формой приобщения детей к труду взрослых является
Создание альбома «Все работы хороши!»
Цель – закреплять и расширять представления детей о профессиональной деятельности людей (из близкого окружения).
Создание альбома. Альбом «Все работы хороши!» - своеобразное наглядное пособие для закрепления и расширения представлений детей о самом сложном для их понимания виде трудовой деятельности человека – о профессиональном труде.
Каждой профессии отводится отдельная глава (несколько страниц). В первую очередь альбом заполняется информацией о тех профессиях, с которыми дети знакомятся целенаправленно (на занятиях, экскурсиях). Обычно это профессии людей из ближайшего окружения детей (сотрудники детского сада) чей труд они могут непосредственно и неоднократно наблюдать, ощутить на себе их роль и пользу; принять посильное участие.
Оформление главы альбома по каждой профессии включает в себя следующие содержательные моменты:
- изображение представителя конкретной профессии (картинка или фотография реального знакомого детям человека);
- атрибутика (предметы-помощники, специальная одежда, дополнительные материалы, например повару нужны определенные продукты для приготовления различных блюд, портному – ткань, пуговицы, кружева, тесьма и т. д.
- результаты труда;
-дополнительная информация (на основе полученных представлений фиксируются правила поведения, правила обращения с чем –либо (правила безопасности и т. д.)
Альбом создается и обогащается новыми материалами постепенно, работа с ними проводится в течение учебного года.
Совместная трудовая деятельность
Она может быть связана не только по уходу за объектами природы (пересаживание цветов, выращивание рассады и высаживание ее на участке детского сада и т. п.).
Педагог и дети во время совместной трудовой деятельности оформляют и изготовляют настольно-печатные игры; создают или пополняют коллекции.
Она может быть связана с ручным трудом (шитье, вышивка, вязание, плетение и т. д.)
В процессе совместной трудовой деятельности осуществляются и разные виды хозяйственно-бытового труда (стирка кукольного белья, купание кукол, обновление причесок кукол и др.)
Знакомство с профессиональными праздниками.
Цель: ввести понятие «профессиональный праздник», как показатель уважения к людям разных профессий.
Детям рассказывается о том, что любой труд цениться и принимается с благодарностью. Каждый человек любит свою профессию и уважает труд других людей. В нашей стране особое отношение к деятельности людей разных профессий проявляется в праздниках. Их так и называют профессиональные праздники. В эти дни люди определенных профессий получают поздравления, награды, благодарность за свой труд. Давайте и мы в течение всего года проследим, какие профессиональные праздники отмечаются в России. Воспитатель в начале каждого месяца перечисляет профессиональные праздники, а затем в день самого праздника (накануне) проводит беседу о профессии с рассматриванием иллюстраций. При отборе праздников педагоги, прежде всего, ориентируются на знакомые, доступные пониманию ребенка. Обязательно при отборе праздника обращается внимание на профессии, отражающие особенности региона.
В представленный перечень включены не все профессиональные праздники. Здесь представлены только те, социальное значение которых в большей или меньшей степени может быть понятым старшими дошкольниками. Не на все профессиональные праздники стоит обращать пристальное внимание детей. Необходимо учитывать особенности региона, города, развития промышленности и сельского хозяйства, основных их направлений, преобладающие профессии родителей воспитанников детской группы. Данный перечень поможет спланировать педагогам заранее работу с детьми.
дата Праздник
13 января День российской печати
23 февраля День защитников Отечества
4 апреля День геолога
12 апреля День авиации и космонавтики
7 мая День радио
13 июня День работников текстильной и легкой промышленности
20 июня День медицинского работника
4 июля День работников речного и морского флота
11 июля День Российской почты
18 июля День металлурга
25 июля День Военно-Морского Флота
1 августа День железнодорожника
8 августа День строителя
15 августа День Воздушного Флота России
27 августа День российского кино
29 августа День шахтера
5 сентября День работников нефтяной и газовой промышленности
19 сентября День работников леса
26 сентября День машиностроителя
5 октября День учителя
31 октября День работников автомобильного транспорта
10 ноября День милиции
21 ноября День работников сельского хозяйства
Предложенные формы работы с детьми вне занятий должны стать обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка-дошкольника, так как ограниченное количество тематических занятий по ознакомлению с трудом взрослых не может дать глубокое представление о трудовой деятельности человека.
Использование этих форм работы даёт возможность педагогам не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать представления о труде взрослых, но и формировать нравственную культуру дошкольника, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям пруда и продуктам их трудовой деятельности.
Используемая литература:
1. Антонова А. В., Веракса Н. Е., Комарова Т. С. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва. Мозаика -Синтез. 2010. с. 270