Получи документы

Современные научные представления о состоянии грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

Татьяна Кузнецова
Современные научные представления о состоянии грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

Современные научные представления о состоянии грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи – это группа сложных речевых нарушений, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи (ОНР) описано в работах Р. Е. Левиной, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой и может наблюдаться при раз-личных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации) : моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стёртой дизартрии.

Публикация «Современные научные представления о состоянии грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Причинами ОНР могут являться разнообразные факторы, как биологические, так и социального характера. К биологическим относятся: инфекции или интоксикации матери во время беременности; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности; патология натального периода; постнатальные заболевания ЦНС (иногда легко выраженной); неблагоприятное социальное окружение. По мнению Р. Е. Левиной, наиболее сложным и стойким вариантом является общее недоразвитие речи, обусловленное ранним органическим поражением мозга.

Описывая клиническую классификацию ОНР, Е. М. Мастюкова в этиологии общего недоразвития речи придаёт особое значение перинатальной энцефалопатии, которая может быть гипоксической (вследствие внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах) или травматической (вследствие механической родовой травмы).

По мнению Р. Е. Левиной, недоразвитие речи у детей с ОНР может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. В соответствии с этим Роза Евгеньевна выделила три уровня речевого развития.

Наиболее распространенной группой среди всех детей с общим недоразвитием речи являются дошкольники с третьим уровнем речевого развития (Т. Б. Филичева, Г. Р. Шашкина).

Остановимся подробнее на характеристике третьего уровня речевого развития. На этом уровне разговорная речь становится более развёрнутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц.

В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажение звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счёт существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребёнка в корыте», кресло – «диван», смола – «зола», вязать – «плести», строгать – «чистить»).

Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения.

Характерным для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается ещё большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространё нными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «браты», «уша»). Смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха», замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто – «копыта», корыто – «корыта», зеркало – «зеркалы»). Склонение имён существительных среднего рода существительных женского рода («пасёт стаду», «зашиб капыту», неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный («солит – сольи», «нет мебеля», ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов («сели, пока не перестал дождь», ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьёт вода», «кладёт дров», неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя», «солнце огненная»). Иногда встречается и неправильное согласование глаголов с существительными («мальчик рисуют»).

На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения слово-образования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения родственных словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, существенно улучшается по сравнению с первым и вторым уровнем. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако ещё остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса – «кобаса», сковорода – соквоешка»). Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева).

Состояние грамматического строя речи

По мнению Р. Е. Левиной, при общем недоразвитии речи нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи. Соответственно, формирование грамматического строя речи у детей происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, и разные типы предложений появляются у детей с общим недоразвитием речи, как правило, в той же последовательности, что и у детей в норме. В своем исследовании Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова показали, что своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Анализ речи детей с общим недоразвитием речи обнаруживает у них нарушение в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

А. Г. Арушанова описала, что овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребё нка: ребёнок должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определять их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счёт которых происходит изменения значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами). Например: нож – значение единственности; ножи – значение множественности; ножом – значение орудийности.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с общим недоразвитием речи.

Аграмматизмы – это нарушение понимания и употребления грамматических средств языка, они описаны в работах Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Л. С. Волковой.

Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с её звуковым образом. Н. С. Жукова выделяет следующие аграмматизмы :

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красные шары, много ложков);

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);

4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

5) неправильное употребление предложных конструкций (под стола, в дому, из стакан). При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы.

Л. Н. Ефименкова пишет, что в процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдается разнообразные аграмматизмы, так называемые окказиональные формы. Основным речевым механизмом окказионализмов является «гипергенерализация», т. е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами. При этом основной тенденцией, появляющейся при словоизменении, является унификация основы в парадигме словоизменения.

С. Н. Цейтлин описала следующие виды аграмматизмов при формообразовании.

1. Унификация места ударного слога, т. е. закрепление ударения за определённым слогом в слове. Так, в различных формах существительных сохраняется ударения исходного слова (стола нет, много поездов).

2. Устранение беглости гласных, т. е. чередование гласного с нулём звука (левы, пени, молотоком, кусоки).

3. Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, текет, бегет, соседы).

4. Устранение наращения или изменения суффиксов (друг – други, ком – комы, стул – стулы).

5. Отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек – человеки, ребёнок – ребёнки, лошадь – лошадёнки).

При этом выбор окказиональной флексии происходит из парадигмы форм одного и того же грамматического значения.

Наряду с окказиональными формами, характерными как для нормального, так и для нарушенного онтогенеза, у детей с ОНР выявляются и специфические аграмматизмы.

Если в норме происходит смешение формально-знаковых средств преимущественно внутри одного грамматического значения, внутри одной функции, то у детей с общим недоразвитием речи наблюдается смешения флексий различных значений.

Среди форм словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи шестилетнего возраста наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменения глаголов прошедшего времени по родам, согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные научные представления о состоянии грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 26 марта 2025 в 16:39
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные научные представления о состоянии грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузнецова (УИ 328872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 апреля 2025 четверг
День морских и речных животных!

Купить готовые материалы по экологии: конспекты, проекты, беседы, картинки дидактических игр и наглядный материал для проведения занятий по экологии.
Изучаем луну!
Что мы знаем о телефоне?
04 апреля 2025 пятница
Его величество — морковь!
Добрый доктор Айболит витамины есть велит!
Играем с камешками Марблс!
Праздник декоративных крыс!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД