Екатерина Уварова
Современные формы эффективного взаимодействия семьи и детского сада в части реализации патриотического направления воспитани
▼ Скачать + Заказать документы
К приоритетным задачам региональной политики по реализации Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года, на основании решения коллегии департамента образования области от 11.05.2016 года №2, относится обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей.
Целью дошкольной организации в рамках взаимодействия с родителями, законными представителями, является внедрение современных образовательных технологий, форм, методов, как средство повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников, качества образования в условиях реализации ФГОС ДО и обновления дошкольного образования.
Публикация «Современные формы эффективного взаимодействия семьи и детского сада в части реализации патриотического направления воспитани» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Программа воспитания предназначена для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития на уровне дошкольного образования.
Для детского сада важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи. Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей.
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка, работа с родителями детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОУ.
Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Задачи патриотического направления воспитания : воспитание любви к малой Родине и Отечеству, ее народам, армии, социальным институтам, культуре и др.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты :
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно - волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Особенностью реализации воспитательного процесса является наличие инновационных технологий воспитательно значимой деятельности в соответствии с реализацией рабочей Программы воспитания.
При организации совместной деятельности взрослых и детей, для воспитателя рекомендуется позиция равного партнёра, включённого в деятельность с детьми, который «изнутри» этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жёстких оценок.
Работа с родителями в нашей группе планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому вначале мы начинаем работу с изучения семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы, что помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Это помогает нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Современный детский сад должен стать детско-родительским центром, в котором каждая семья найдет помощь и поддержку в воспитании детей.
Наиболее востребованными и эффективными на наш взгляд в дошкольной организации стали такие формы взаимодействия : маршруты выходного дня, фото кросс, гость группы.
«Маршрут выходного дня».
Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с родителями. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с родителями воспитанников для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. Одним из эффективных способов работы является разработка «маршрутов выходного дня». «Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута.
Цель разработки «маршрута выходного дня» :
Воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, духовной культуры человека через взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями.
Алгоритм разработки маршрута:
- Сбор сведений о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни города через Интернет, телефонную связь, личное посещение.
- Сбор информации о необходимом снаряжении, условиях посещения.
- Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка. Составление бюллетеня для родителей.
- Презентация бюллетеня для родителей и детей.
Получение обратной связи:
- Организация утреннего сбора в группе в понедельник, обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения.
- Выслушивание мини-сообщений детей о месте посещения с опорой на модель.
- Оформление результатов посещения в виде фотоотчетов, выставок, презентаций, стенгазет.
Результат:
Мотивация родителей на предстоящую совместную деятельность, дальнейшее сотрудничество с детским садом. Расширение представлений детей о родном городе и крае. Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи. Насыщение предметно-пространственной среды материалами краеведения: альбомами, фотовыставками, вернисажами рисунков, созданными детьми совместно с родителями, презентациями о городе и крае. (
«Фотокросс»
Формирование у детей любви к родному краю, малой Родине, объектам живой и неживой природы, желанию беречь и защищать родные места, осуществляется в таком виде деятельности как – фотокросс.
Предлагаемая форма работы ориентирована на создание системы сотрудничества между участниками образовательных отношений через систематическую подготовку сюжетных фото по заданной тематике.
Фотокросс, способствуют формированию целостного представления об окружающем мире, развитию креативных способностей и творческого потенциала, эстетическому воспитанию, умению достигать поставленных задач и целей в короткие сроки, а также повышению интереса к изучаемому предмету, объекту, теме.
Фотокросс — это не просто фотоконкурс. Организаторы предлагают всем желающим заняться художественной фотографией со «спортивным азартом» : нужно сделать несколько снимков по определенным заданиям за ограниченное время. Лучшие кадры попадают на выставку. Для определения победителей учитываются художественность, оригинальность, скорость, соответствие заданию. Если в сети интернет задания носят развлекательный характер, то в педагогике помогают достичь образовательные цели.
Тематическая направленность фотокросса способствует развитию воображения у детей, пространственной ориентировки и вычленять главное. На одном из занятий мы рассказали детям о фотокроссе и им захотелось в этом поучаствовать. Мы им объяснила, что без помощи наших родителей не сможем сделать фотокросс по всем правилам. Вечером дети рассказали родителям о нашей идеи и у некоторых (как и полагается) появилось желание принять участие.
Этапы организации фотокросса:
1. Выбрать тему фотокросса. При запуске на плечи педагога ложится большая ответственность: он должен внимательно следить за ходом выполнения заданий и внимательно относиться к проверке каждого.
2. Проинформировать родителей о запуске мероприятия. Перед началом фотокросса необходимо провести консультацию для родителей о данной технологии, ее значимости в развитии детей.
3. Размещать фото в определенное время и на определенной платформе. В таком случае участники смогут результаты фотокросса в комфортное для них время, а фиксированное место размещения позволит им стать его активными участниками.
4. Подведение итогов. Не затягивайте акцию, озвучивайте активных участников в установленные сроки, хвалите за креативный подход, чтобы у участников не произошло «выгорание».
5. Создание конечного продукта. Это может быть: фотоальбом, плейлист, общий видеоролик, даже выставка в группе, в зависимости от вида, проведённого фотокросса.
С помощью фотокросса можно сплотить родителей и детей, активизировать роль семьи в образовательном процессе. Что всё зависит от педагога, как он сам развивается, как заинтересовывает детей, а следовательно и родителей.
«Гость группы»
Одной из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, имеющая определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества, а также способствующая сближению детей, родителей и педагогов является такая форма работы, как «Гость группы».
Гость группы» это такая форма работы с семьями воспитанников, где родители не зрители, а активные участники. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями. Вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные культурные ценности.
Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс в целом, а также на всех участников образовательных отношений.
Воспитанники :
• узнают новое о профессии, об окружающем мире, а главное – запоминают, т. к. это не обычное занятие, его ведет новый человек. Новый человек вызывает интерес; активизирует внимание, память;
• учатся слушать, слышать, задавать вопросы;
• видят своих родителей (маму, папу, бабушку и т. д.) в новой роли - «воспитатель»;
• получают образец, наглядный пример социальной активности;
• испытывают гордость, что именно его мама ведет «занятие», ее слушают другие дети, тем самым повышается самооценка ребенка.
Родители:
• понимают, как иногда нелегко справиться с коллективом детей, удержать их внимание, как важна подготовка к занятию. Это сближает родителей с педагогами, повышает уважение к труду педагога;
• лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в новой, нетрадиционной для ролевой модели «мама-ребенок» обстановке.
Педагоги: также могут поучиться чему-то у родителей, посмотреть на ситуацию по-новому.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций, а взаимодействие с семьями воспитанников (законных представителей) дает огромное преимущество реализовывать все поставленные цели и задачи.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие с использованием современных форм и методов, интересных всем участникам образовательных отношений.